ОРЁЛ, История различных видов транспорта: Железная дорога: ч. 2
«ПЛАТФОРМЫ И СТАНЦИИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Здесь будут кратко описаны все остановочные пункты и станции Орловской области. В конце можно будет посмотреть фотографии всех перечисленных объектов.
_______________________________________________________________________________________________________________________
Изменения и дополнения.
28.09.2015г. - добавлена информация и фото к главе о платформе Пилатовка курского направления.
11.09.2012г. - раздел полностью дописан.
**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************
На Тулу | На Брянск | На Железногорск | На Курск | На Елец | Верховье-Мармыжи | Охочевка-Колпны | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ст. Орёл | ст. Орёл | ст. Орёл | ст. Орёл | ст. Орёл | ст. Верховье | о/п 42 км | | |
о/п 378 км | пост Орёл-2 (тов.) | ст. Лужки-Орловские | о/п Светлая Жизнь | о/п Семинарская | о/п 11 км | о/п Нетрубеж | | |
ст.Стальной Конь | ст. Кромская (тов.) | о/п Рыбница | о/п Стишь | о/п 5 км | о/п Скорятино | о/п 50 км | | |
о/п 372 км | ст. Цон | о/п Кнубрь | о/п Пилатовка | ст. Кузьмичёвка | о/п 23 км | о/п 55 км | | |
о/п 370 км | ст. Саханская | ст. Паньково | ст. Стальной Конь | о/п Домнино | о/п 27 км | ст. Колпны | | |
о/п 368 км | о/п 21 км | о/п Шахово | о/п 406 км | о/п 19 км | ст. Русский Брод | | ||
о/п Оптуха | о/п 24 км | о/п 112 км | о/п 408 км | о/п 22 км | о/п 36 км | |||
о/п 360 км | ст. Нарышкино | о/п 108 км | ст. Еропкино | ст. Золоторёво | --- | |||
ст. Отрада | о/п Селихово | ст. Кромы | о/п 418 км | о/п Чижки | о/п Здоровец | |||
о/п Железница | ст. Шахово | о/п Гостомля | ст. Змиёвка | ст. Моховая | --- | |||
о/п 346 км | о/п 53 км | о/п 81 км | о/п 429 км | ст. Благодатная | --- | |||
о/п Думчино | ст. Хотынец | о/п 76 км | о/п Куракино | ст. Залегощь | о/п 54 км | |||
о/п 333 км | о/п 69 км | о/п 71 км | ст. Глазуновка | ст. Дишня | ст. Ливны | | ||
ст. Мценск | о/п 73 км | о/п 452 км | о/п Туровка | ст. Ливны-2 | ||||
о/п 327 км | ст. Одринская | ст. Малоархангельск | ст. Верховье | о/п 69 км | | |||
о/п 324 км | ст. Хомутово | ст. Коротыш | ||||||
о/п Бастыево | --- | о/п 81 км | | |||||
о/п 319 км | Блок-пост 118 км | о/п 84 км | | |||||
ст. Красная Заря | о/п Опытное поле | | ||||||
--- | о/п 101 км | | ||||||
ст. Шатилово | --- | | ||||||
ст. Долгая | |
_______________________________________________________________________________________________________________________
__2. Описание станций и остановочных пунктов области.__
__________НА ТУЛУ__________
Станция Орёл. [открыта - 1868г.]
"... С проведением железных дорог Орёл начал улучшаться с каждым годом; особенно заметно действие их на вторую часть [города], в которой находятся два вокзала - Орловско-Витебский и Елецкий...".
Так в 1874 году описывал в своей книге жизнь города орловский историк-краевед Гавриил Пясецкий. А имел он ввиду нынешнюю станцию Орёл с главным нашим вокзалом и станцию Семинарскую. О последней можно прочитать отдельно.
В 1868 году на строившейся линии от Москвы до Курска, позже и далее, в пригородной Покровской слободе была открыта железнодорожная станция Орёл. Двухэтажный кирпичный красавец вокзал украсил её со стороны привокзальной площади и города. Со временем на противоположной стороне линии, напротив вокзала, строится локомотивное депо, а чуть в стороне - вагонное. Если смотреть на вокзал того времени стоя перед ним, то посадочные платформы на поезда Московско-Курского направлений были по ту сторону здания, а платформы Брянского и Елецкого направлении были сбоку - справа, у торцевой стены. Брянская линия и ветка на Семинарку, как бы подходили к вокзалу с боку и заканчивались платформами. А перед лицевым фасадом здания прошла соединительная ветвь Московского и Брянского ходов. И вокзал уже тогда, как бы стал островным, хотя, основная масса путей была с задней стороны. Очень, кстати, это похоже на нынешнюю станцию Верховье.
15 августа было открыто движение по линии Тула-Орёл, а уже 7 сентября 1868 года, в день открытия движения на участке Орёл-Курск, через станцию прошёл первый пассажирский поезд №3/4 Москва-Курск-Москва.
В 1898 году на привокзальную площадь пришли трамваи. Тупик трамвая был почти перед самим зданием вокзала.
Станция и сам вокзал сильно пострадали в годы революции. В марте 1919г. ст.Орёл посещал Я.М.Свердлов, а в 1920г. М.И.Калинин. В 1924 году здание полностью сгорело. После было восстановлено и простояло до Великой Отечественной войны. В период оккупации Орла и активной бомбёжке железнодорожного узла вокзал сильно пострадал, но всё же его частично разрушенное здание простояло всю оккупацию и было окончательно превращено в руины уже в период освобождения города. Так описывал своё прибытие в Орёл архитектор Б.В.Антипов в своей книге «Из прошлого»: «... В Орёл прибыли поздно вечером при кромешной темноте. Вокзал представлял собой груду кирпича с некоторыми участками уцелевших стен и зияющими пустотой проёмами. Вокзалом было подвальное помещение, переполненное людьми и забитое всевозможной поклажей, через которое мы и вышли на городскую территорию ...»
В первые месяцы в освобождённом Орле начались восстановительные работы. Одной из первоочередных задач было — восстановление работы станции Орёл. И уже в 1946-1947 году архитектором С.И.Мхиторяном был выполнен эскизный проект нового вокзала и привокзальной площади. Новый вокзальный комплекс запланирован состоящем из двух зданий, соединенных между собой тоннелем. Новое здание строилось на фундаменте старого, сохранив его пропорции и форму, но меж тем было совершенно новым и другим. Но, по моему глубокому убеждению, подвал со сводчатыми потолками, где сейчас находятся туалет, подсобные помещения и два узких коридорчика с лестницами наверх — всё это частички старого вокзала. А теперь наш вокзал делался полностью островным (пути проходят с обеих его сторон). Станция значительно расширилась отхватив большой кусок от привокзальной площади. Там где до войны была конечная трамваев теперь разместились нечётные платформы поездов южного направления и пригородных. Чётные же расположились по другую сторону вокзала — на старом месте линии (московское направление). Через станцию протянулся длинный пешеходный мост. На привокзальной площади намечено здание д/к железнодорожников. Все здания строились в форме классицизма. В 1950 году все сооружения сданы в эксплуатацию.
В последующие десятилетия вокзал ст. Орёл становится одним из передовых на сети советских железных дорог. По воспоминаниям краеведов Орловский вокзал восхищал проезжавших пассажиров. Люди выходили из вагонов и любовались кусочком солнечного юга на Орловщине. При вокзале действовало тепличное хозяйство, розарий. Порядка 3000 роз насчитывалось на всех клумбах вокзала. Об этом писали крупнейшие журналы страны. А в 1958 году за успехи в обслуживании пассажиров вокзал ст. Орёл был представлен на ВДНХ СССР сразу в двух номинациях: «Транспорт» и «Цветоводство». В этом огромная заслуга одного из лучших начальников вокзала — Петра Казанцева. Кратко о нём скажет мемориальная доска установленная на здании вокзала:
«С августа 1943г., со дня освобождения города, вокзал станции Орёл восстанавливал из развалин и руководил им до марта 1973 года легендарный железнодорожник ПЁТР ВАСИЛЬЕВИЧ КАЗАНЦЕВ (1911г. - 1992г.). Почётный гражданин г.Орла.»
В 1980х годах ст. Орёл испытывала трудности с отправкой пассажиров. Поездов заметно не хватало. Тяжело уехать было как в Москву, так и на южном направлении. Но и здесь железнодорожники находили верные решения. Одно их них — прицепные вагоны. В 1988 году в сквере у локомотивного депо на постамент был установлен старейший сохранившийся паровоз серии «Ов» 1898 года выпуска. Он установлен в честь 120-летия депо. В 90-х годах в пылу всеобщего кризиса и упадка отразилось это и на орловском вокзале. Но это осталось в прошлом. Оправившись, станционное хозяйство перешагнуло границу 21 века.
В 2009 году прямо на станции порезали последние два паровоза в области.
Сейчас ст. Орёл это: вагонное и локомотивное депо, пункты экипировки, грузовой двор, почтово-багажное отделение и д.р. Вокзальный комплект: вокзал Орёл, состоящий из двух основных корпусов соединённых подземным тоннелем (из тоннеля так же устроены выходы на платформы №№3 и 5). В островном здании размещены два зала ожидания, комната отдыха, дирекция и ресторан; в ближнем к площади корпусе расположены кассы, камера хранения, информационные табло и справочная. Посадочные платформы №№ 2,4,6 и 1,3,5,7(высокая). В скверах между платформами №1 и 2 высажены деревья кустарники и цветы. Установлены цветочные часы. Рядом памятник И.С.Тургеневу и старейший в городе фонтан. Два полукруглых корпуса на Привокзальной площади это - дирекция Орловско-Курского отделения дороги Московской железной дороги.
В 2011-2012 обсуждаются намерения по серьёзной реконструкции вокзального комплекса. Планируется строительство новых зданий и сооружений, как на Привокзальной площади, так и на территории станции за счёт освоения неиспользуемых участков территории. Реконструкцию приурочивают к открытию скоростного железнодорожного движения через Орёл и планируют окончить к 2014-2015гг.
Остановочный пункт 381 километр (служебный). _Не действ._
Находился на территории Северного парка, близ Связьрем-22. Имел короткую посадочную платформу на 1 вагон, только в сторону Москвы. Платформа убрана в конце 2000-х годов.
Остановочный пункт 378 километр.
Две посадочные платформы по обеим сторонам. На платформах простые металлические остановочные павильоны. Длина под стандартную 6 — 8 вагонную электричку. Видны остатки продолжения платформ в длину. Чуть вдалеке у платформы старая ж/д казарма, ныне используемая под жильё. Настил платформ — небольшие старые бетонные плиты покрытые асфальтом.
Станция Стальной Конь.
Историческое (дореволюц.) название: Песочная.
Крупная сортировочная станция. Подъездные пути из больших промзон: сталепрокатный завод, завод силикатного кирпича, ПМС-104 и многие другие. Две пассажирские платформы у крайних левых путей по ходу на Тулу. Отдельно стоящие здания поста ЭЦ и вокзала. Оба построены из кирпича, в стиле характерном для построек 1970-х годов.
Остановочный пункт 372 километр.
Две посадочные платформы по обеим сторонам. На платформе в сторону Орла простой металлический остановочный павильон. Длина под стандартную 6 — 8 вагонную электричку. Чуть вдалеке у платформы старая ж/д казарма, ныне используемая под жильё. Настил платформ — небольшие старые бетонные плиты покрытые асфальтом.
Остановочный пункт 370 километр.
Две посадочные платформы по обеим сторонам. На платформе в сторону Орла простой металлический остановочный павильон. Длина под стандартную 6 — 8 вагонную электричку. У платформы старая ж/д казарма, ныне используемая под жильё и не используемая будка при бывшем ж/д переезде. Настил платформ — небольшие старые бетонные плиты покрытые асфальтом.
Остановочный пункт 368 километр.
Две посадочные платформы по обеим сторонам. На платформе в сторону Орла простой металлический остановочный павильон. Длина под 4 — 5 вагонов электрички. Настил платформ — ж/б плиты покрытые асфальтом.
Остановочный пункт Оптуха (бывшая станция).
Старая станция. С 1940-х и по начало 1960-х годов на этой станции начиналась Болховская УЖД.
На станции было 4 пути: два главных и два по бокам. Было несколько тупиков и короткий подъездной путь на комбинат, расположенный прямо рядом со станцией. Возле боковых путей были устроены платформы. На боковые пути обычно заезжали только электрички. Длина старых платформ под пассажирские поезда, ориентировочно вагонов на 10-15. После упразднения станции в начале 2000-х годов на ней убрали и всё путевое развитие. Пришлось строить дополнительную платформу, которая уже была устроена у одного из главных путей. То есть, если мы идём от вокзала, то по очереди: старая платформа — снятый путь — новая платформа — главный путь — главный путь — старая платформа — снятый путь. На станции остались небольшие постройки, сарайчики путейской службы и несколько жилых казарм. У платформы видно заброшенное здание магазина. Остановочных павильонов нет.
Здание вокзала послевоенной постройки 1950-х годов. Такие вокзалы на отрезке линии от Москвы до Курска встречаются очень часто. Здание совмещало в себе зал ожидания, кассу, служебные помещения и пост ЭЦ. С виду вокзал цел, но внутри полностью разрушен. Местами лопнули и прогнулись балки потолочных перекрытий, что может привести к обрушению крыши. На одной из боковых стен видна старая советская типовая табличка на которой написано «мпс ссср ОПТУХА м.кур.».
Ныне станция превращена в остановочный пункт. На нём останавливаются все проходящие электрички.
Остановочный пункт 360 километр.
Две посадочные платформы по обеим сторонам. На платформе в сторону Москвы 2 простых металлических остановочных павильона. А у платформы в сторону Орла интересный кирпично-деревянный старый павильон с встроенным помещением для кассы. По архитектуре похож 1950 - 60-х годов постройки. У платформы в сторону Москвы виден небольшой фрагмент низкой бетонной узорчатой ограды явно ровесницы старому павильону. Длина платформ под стандартную 6 — 8 вагонную электричку. У платформы старая ж/д казарма, ныне используемая под жильё и будка при ж/д переезде. Настил платформ — небольшие старые бетонные плиты покрытые асфальтом.
Станция Отрада. [1868г.]
Станция старая, дореволюционная и действует скорее всего с момента постройки дороги в 1868 году. Называлась так-же как и сейчас. Основное расположение путей осталось таким-же, как и сначала. Правда после постройки неподалёку сахарного завода туда были проведены подъездные пути.
Интересной особенностью станции является её уникальный для области вокзал. Это дореволюционное деревянное двухэтажное здание. В орловской области сохранилось очень мало дореволюционных зданий вокзалов. Но если и есть то они кирпичные (самый лучший пример вокзал в Мценске, здание чудом сохранило первоначальный облик). Старые кирпичные вокзалы есть и на станциях Еропкино, Змиёвка, Верховье, но по архитектуре они немного уступают Мценскому. На остальных станциях области кирпичные вокзалы строились вновь в послевоенное время по достаточно типовым проектам (кроме Орла) и имеют множество копий по всей России.
В Отраде вокзал двухэтажный. И если снаружи его может косметически поддерживают, то внутри всё выглядело как в далёком прошлом (бывал в нём в 2004г.). В одной половине расположен закрытый зал ожидания, в другой разные подсобки. Зал ожидания хоть и закрыт, но в окно видно, что там довольно уютно и ухожено. Второй этаж был похож на жилое пустующее помещение.
Рядом с вокзалом сохранилась дореволюционная кирпичная водонапорная башня. Эти башни всегда отличались очень оригинальной красивой архитектурой. В основном все они разные. В области сохранились несколько таких башен (Змиёвка, Мценск, Отрада, Колпны, Хомутово и д.р.)
В 1975 году на станции Отрада произошла страшная авария. По одному из путей со стороны Москвы мимо станции должен был проследовать скорый поезд. И вот когда он уже мчал по одному из станционных путей, ему навстречу на этот-же путь выехал тепловоз. На большой скорости произошло лобовое столкновение. Тепловоз был просто смят в металл, а у поезда сошли с рельс четыре вагона. В это время двигался скорый поезд и со стороны Орла. Ну и конечно он тоже участвует в этой трагедии. О количестве погибших не сообщается.
На станции примерно 6-7 путей (точно сейчас не вспомню). Две платформы расположенные, похоже, там же где и в старые времена. Вплотную к крайней платформе стоит вокзал. От станции отходят несколько подъездных путей к сахарному заводу и один к электроподстанции.
Недалеко от станции на одном из заброшенных подъездных путей расположен соеобразный посёлок из нескольких старых вагонов переделанных под постоянное жильё. Вокруг видны сараи, гаражи и машины рядом с домами. Над вагонами возвышаются ТВ антенны. Видно, что здесь обосновались основательно. Ни одного человека при исследования посёлка обнаружено не было. В целом — очень интересное место.
Остановочный пункт Железница.
Две посадочные платформы по обеим сторонам. На платформе в сторону Москвы остановочных павильонов нет. А у платформы в сторону Орла интересный кирпично-деревянный старый павильон с встроенным помещением для кассы. По архитектуре схож с павильоном у платформы 360-км. (см. выше). У платформы в сторону Москвы виден небольшой фрагмент низкой бетонной узорчатой ограды явно ровеснице старому павильону. Длина платформ под стандартную 6 — 8 вагонную электричку. У платформы в сторону Москвы старая ж/д казарма, ныне используемая под жильё и будка при действующем ж/д переезде. Настил платформ — небольшие старые бетонные плиты покрытые асфальтом.
Остановочный пункт 346 километр.
Две посадочные платформы по обеим сторонам. На платформе в сторону Москвы два простых маталлических павильона, стоящие рядом. Длина под 3 — 4 вагона электрички ЭР2. Настил платформ — ж/б плиты покрытые асфальтом.
Остановочный пункт Думчино. (бывшая станция)
Старая станция. До закрытия имела 4 пути и две посадочные платформы. Само расположение станции интересное — она расположена в ложбине с большими горками по бокам. На одной из таких горок расположился маленький вокзал. Маленькое очаровательное деревянное здание, покрашенное в синий цвет, уютно расположено на вершине пригорка. Здание окутано деревьями, среди которых есть сосны. Часть здание ныне используется под жильё. Там расположено несколько квартир. Есть служебное помещение железнодорожников и закрытый зал ожидания. Перед входом в вокзал устроена лестница, ведущая вниз на платформы. Неподалёку от станции в Советские времена располагался довольно крупный пионерлагерь. В те годы, сюда часто приезжал и отстаивался поезд «Здоровье».
После закрытия станции на ней остались только главные пути. Станция интересна тем, что даже сейчас от неё отходит подъездной путь. Он идёт к военному объекту, расположенному в паре километров от станции. Но с главными путями этот подъездной соединён не стрелкой. Путь заканчивается прямо перед одним из главных путей и лишь изредка, при необходимости, там устраивают что-то типа накладной стрелки. Это происходит с закрытием движения по данному главному пути. Сам подъездной путь поддерживается в исправном и ухоженном состоянии, хоть и ржавый.
Ближе к одной из горловин (в сторону Орла) на вершине холма сохранилось здание поста ЭЦ. Оно заколочено, но в окна можно рассмотреть остатки интерьеров и оборудования. Рядом с постом — братская могила. Ещё дальше от центра станции видна кирпичная казарма в дореволюционном стиле. Ну а ближе к вокзалу ещё можно разглядеть в кустах заброшенное здание магазина. В горловине в сторону ст. Мценск есть действующая будка путейской службу. Видна деревянная жилая казарма.
Ныне Думчино — остановочный пункт, на котором останавливаются все пригородные поезда.
Остановочный пункт 339 километр. _Не действ._
Историческое название: разъезд Воля.
Показан на топографической карте 1941 года. Месторасположение: у пересечения железной дороги и шоссе Орёл-Москва. Упразднён в 1950 году.
Остановочный пункт 333 километр.
Две посадочные платформы по обеим сторонам. На платформе в сторону Москвы простой металлический павильон ожидания. Длина под стандартную 6 — 8 вагонную электричку.. Настил платформ — небольшие старые бетонные плиты покрытые асфальтом. О.п. расположен в границах города Мценск. Рядом с одной из платформ проходит подъездной путь от станции Мценск в большую промзону на южном выезде из города.
Станция Мценск. [1868г.]
Старая станция и пожалуй сохранившая наиболее интересную подборку исторических зданий и сооружений.
Конечно в первую очередь это - здание вокзала. Прекрасно сохранившееся двухэтажное кирпичное здание, стоящее вплотную к крайней платформе. Всё в его облике напоминает нам о том, какие красивые здания украшали станции наших железных дорог. К сожалению — их остаётся не так много, особенно в областях наиболее сильно пострадавших в период Великой Отечественной войны. Но мценский вокзал пережил все невзгоды. На его первом этаже открыт зал ожидания. Работают кассы про продажи билетов на дальние и пригородные поезда. В начале 2010-х годов здание было выкрашено в бело-бирюзовый цвет, с синей крышей. Чуть левее от главного входа на стене закреплена табличка с текстом: "В этом здании в разные годы бывали И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.А.Фет, И.А.Новиков.
Позади вокзала, во внутреннем дворе, в целости и сохранности стоит большая кирпичная водонапорная башня. Вверху кирпичом выложена дата постройки — 1910-1912 год. Башня очень удачно по стилю сочетается с зданием вокзала.
На противоположной от вокзала стороне площади на небольшой насыпи и отрезке рельсовой колеи установлен Паровоз-памятник Л-1822. Позади него крытый штабной деревянный вагон и далее артустановка на платформе. Хоть и отмечается знатоками несоответствие в датах эксплуатации паровозов «Л» и военной техники за ним, в целом памятник и комплекс вокзальных сооружений выходящих на Привокзальную площадь смотрятся красиво.
Для пассажиров на станции действуют две посадочные платформы и два главных пути возле них. Далее, в противоположную сторону от вокзала, проходит ещё несколько станционных путей. На станции останавливаются все пригородные и некоторые поезда дальнего следования. На привокзальной площади оборудована конечная нескольких маршрутов городских автобусов.
За северной границей станции линия проходит по высокому металлическому арочному железнодорожному мосту через реку Зушу.
Остановочный пункт 327 километр.
Две посадочные платформы по обеим сторонам. На платформе в сторону Мценска простой металлический остановочный павильон. Длина под 2 — 3 вагона электропоезда. Никаких зданий и сооружений возле о.п. нет. Настил платформ — небольшие старые бетонные плиты покрытые асфальтом.
Разъезд Зароща. _Не действ._
Показан на топографической карте 1941 года. Месторасположение: ровно между соседними современными платформами. Ныне не существует.
Остановочный пункт 324 километр.
Две посадочные платформы по обеим сторонам. На обеих платформах простые металлические остановочные павильоны. Павильон платформы в сторону Мценска расположен чуть вдалеке от самой платформы, метрах в семи — десяти от неё. Длина платформ под 2 — 3 вагона электропоезда. Никаких зданий и сооружений возле о.п. нет. Настил платформ — небольшие старые бетонные плиты покрытые асфальтом.
Остановочный пункт Бастыево (бывшая станция).
Станция расположена на северной окраине области.
Во времена, когда Бастыево было станцией на ней располагались три пути. Подъездных путей, с большой долей вероятности не было. Так же как и в Думчино вокзал станции располагался на бугре, который шёл вдоль одной из сторон. С платформы к вокзалу можно было подняться по двум старым кирпичным лестницам. Само здание вокзала было типовое, как и многие ж/д вокзалы послевоенной постройки. Вокзал закрыт и необитаем. Рядом с ним стоял кирпичный сарай, а ещё чуть дальше — кирпичная жилая казарма дореволюционной постройки. Перед главным выходим из вокзала в сторону платформы, на высоком пьедестале установлен бюст И.С. Тургеневу. Он, как бы с высока, смотрит на станцию.
На противоположной от вокзала платформе установлен простой металлический павильон ожидания. За этой платформой когда-то и проходил третий путь и платформа была на два пути.
На выезде со станции в сторону Черни устроен переезд на автомобильной дороге идущей в музей-усадьбу Спасское-Лутовиново. При переезде - недействующее здание поста. Шлагбаума нет.
Остановочный пункт 319 километр.
Две посадочные платформы по обеим сторонам. На платформе в сторону Мценска простой металлический остановочный павильон. Ещё один павильон расположен внизу в нескольких метрах от платформы. Рядом установлено несколько лавочек. Длина платформы под 2 — 3 вагона электропоезда. Никаких зданий и сооружений возле о.п. нет. Настил платформ — небольшие старые бетонные плиты покрытые асфальтом.
__________НА КУРСК__________
Остановочный пункт Светлая Жизнь.
Одна из немногих старых железнодорожных платформ, показанная ещё на дореволюционных картах. Если большинство станций области очень стары, а некоторые являются ровестниками самой дороги, то большая часть современных платформ оборудована в первые десятилетия Советской власти, либо после Отечественной войны. "Светлая Жизнь" же была показана на дореволюционных картах. Но есть маленькая деталь. На старых картах платформа "Светлая жизнь" показана на 1,5 км. ближе в сторону Орла. И что интересно, в этом месте и сейчас сохраняется жилая типовая дореволюционная казарма.
На современном остановочном пункте на обеих платформах установлены простые остановочные павильоны. Настил платформ — ж/б плиты покрытые асфальтом. Простенькая металлическая ограда.
Остановочный пункт Стишь (до 07.1996 г. станция).
Исторические (до 20 века) названия: Михайловка.
Во времена, когда Стишь была станцией на ней располагались четыре пути. Подъездных путей не было. Два главных пути и два боковых, возле которых были устроены две длинные платформы. Возле платформы в сторону Орла расположено здание заброшенного вокзала постройки 1970-х годов. По типу вокзал такой же, как и на станции Лужки-Орловские в Орле. Рядом с вокзалом — небольшое кирпичное здание бывшего поста ЭЦ. Здание заколочено и весьма ветхо.
По обе стороны станции стоят несколько одноэтажных жилых домов и бывших ж/д казарм. Есть и дореволюционной постройки.
Старые платформы не используются, так как пути возле них разобраны. У оставшихся главных путей устроены более новые платформы на порядок короче старых.
Остановочный пункт Пилатовка.
Одна из немногих старых железнодорожных платформ, показанная ещё на дореволюционных картах. Если большинство станций области очень стары, а некоторые являются ровесниками самой дороги, то большая часть современных платформ оборудована в Советский период, либо после Отечественной войны. Пилатовка же была показана на дореволюционных картах.
До 1990-х годов рядом с платформами ещё сохранялся старый остановочный павильон с помещением кассы. Есть предположение, что павильон мог относиться ещё к довоенной и даже к дореволюционной постройки. К сожалению, по неизвестным пока причинам в 90-е годы павильон был утрачен.
Две посадочные платформы по обеим сторонам. На платформе в сторону Орла установлен простой павильон ожидания выполненный из квадратных бетонных плит. Подобные остановки встречались на ветке Охочевка-Колпны и в больших количествах в Курской области. Длина платформы под 3 — 4 вагона электропоезда. Рядом с платформой, в сторону Курска, устроен железнодорожный переезд. Переезд оборудован шлагбаумами и действующим постом дежурного по переезду. Настил платформ — большие железобетонные плиты покрытые асфальтом.
Старый павильон - Фото
Современный вид ост. п. - Фото
Станция Становой Колодезь. [1868г.]
Станция на 4 пути: два главных и два боковых пути. Около двух боковых правых путей со сторону Орла устроены две длинные посадочные платформы. В нескольких метрах правее от крайней платформы — типовой железнодорожный вокзал постройки 1950-х годов. Вокзал обитаем и ухожен. Справа, рядом, стоит высокая водонапорная башня, по стилю — ровесница вокзала. Башня тоже весьма ухожена и вероятно ещё действующая. По другую сторону от вокзала на небольшом удалении стоит здание поста ЭЦ. Это небольшое одноэтажное здание снаружи отделанное пластиковым сайдингом.
На противоположной стороне от вокзала вдоль путей вытянулись длинные строения старинных складов. По стилю видно, что они дореволюционной постройки. Чуть левее складов за ними, есть несколько заросших подъездных путей. Из парка этих путей отходит один путь, идущий на пару километров от станции к предприятию. Путь действующий.
Остановочный пункт 406 километр.
Две посадочные платформы по обеим сторонам. На платформе в сторону Орла простой металлический остановочный павильон. Вероятно, был павильон и на соседней платформе, но от него осталась только площадка. Длина платформы под 3 — 4 вагона электропоезда. У платформы в сторону Курска — дореволюционная кирпичная ж/д казарма. Казарма очень запущена и вероятно не жилая. Настил платформ — ж/б плиты покрытые асфальтом. Открыт 05.1995 г.
Остановочный пункт 408 километр.
Две посадочные платформы по обеим сторонам. На платформе в сторону Орла простой металлический остановочный павильон. Длина платформы под 4 — 5 вагонов электропоезда. Никаких зданий и сооружений возле о.п. нет. Настил платформ — небольшие старые бетонные плиты покрытые асфальтом. На платформах есть невысокий металлический заборчик-ограждение. Это встречается не всегда.
Станция Еропкино.
Станция на 3 пути: два главных и 1 боковой. Видно, что со станции было убрано ещё один или два пути. Около двух главных путей устроены две посадочные платформы. Крайняя правая платформа со стороны Орла — длинная. Возле пути в другую сторону она значительно короче. В нескольких метрах правее от крайней платформы — небольшой кирпичный одноэтажный вокзал дореволюционной постройки. Вокзал обитаем и ухожен. Рядом с вокзалом у платформ видны ещё несколько зданий: старое здание багажной конторы, служебное здание и здание поста ЭЦ постройки 1970-х годов.
Остановочный пункт 418 километр.
Две посадочные платформы по обеим сторонам. На платформе в сторону Орла два простых металлических остановочных павильона. Длина платформы под 3 — 4 вагонов электропоезда. Возле обеих платформ расположены типовые дореволюционные ж/д казармы. У платформы в сторону Курска — кирпичная, а у платформы в сторону Орла — деревянная. Казармы обитаемые. Настил платформ — небольшие старые бетонные плиты покрытые асфальтом.
Станция Змиёвка. [1868г.]
Станция на 5 путей. По ширине самой станции и по широким междупутиям оставшихся путей резонно предположить, что раньше путей было в разы больше. Возле крайнего правого пути устроена длинная платформа. Ещё одна менее длинная, но широкая островная платформа расположена между вторым и третьим по счёту путями. Вторая платформа покрыта тротуарной плиткой, а первая — асфальтом.
Впритык к первой платформе, довольно близки к самим путям, расположено одноэтажное здание кирпичного вокзала. По внешнему и внутреннему виду данный вокзал смело можно отнести к дореволюционной постройке. Но, что заметно сразу, красивое здание вокзала — не симметрично. Можно предположить, что в период Великой Отечественной войны один край здания пострадал от взрыва или иной диверсии и здание утратило часть правого крыла. Несмотря на это — здание выглядит ухоженным и опрятным. Зал ожидания открыт. Внутренний интерьер не богат и состоят лишь из металлических кресел и нескольких информационных стендов.
Позади вокзала, во внутреннем дворе, в целости и сохранности стоит большая кирпичная водонапорная башня (по проекту аналогичная мценской башни). Как и мценская может быть построена в начале 1910-х годов. В отличии от башни в Мценске шатёр змиёвской башни с внешней стороны обшит современным металлическим сайдингом. Низ же остался в старой кирпичной кладке. К шатру башни по наружной стене поднимается винтовая лестница. В шатре имеется дверь. Башня очень удачно по стилю сочетается с зданием вокзала.
Рядом имеются ещё несколько построек: на краю первой платформы очень старое небольшое здание багажного отделения; небольшое типовое здание поста электрической централизации и компрессорная для подачи воздуха при зимнем обдуве стрелок.
Вокруг станции можно встретить несколько древних зданий-казарм, в настоящее время используемых под жильё. Рядом с первой платформой устроена братская могила. В северной горловине станции расположена довольно большая промзона с весьма длинными по ней подъездными путями.
Остановочный пункт 429 километр.
Две коротние пасадочные платформы по обеим сторонам, примерно на 2 вагона электропоезда. Какие либо сооружения или здания отсутствуют. Настил платформ — небольшие старые бетонные плиты покрытые асфальтом.
Остановочный пункт Куракино (бывшая станция).
Бывшая небольшая станция состоящая из трёх или четырёх путей. Сейчас похоже остались те, что были по краям. Одна из платформ устроена у крайнего справа пути если ехать из Орла. Платформа средней длинны, ориентировочно под шести вагонную электричку. Чуть поодаль от края платформы — типовой кирпичный вокзал послевоенной постройки. В здании вокзала так же располагался пост ЭЦ. Ныне здание заколочено. Но с виду весьма ухожено. За вокзалом виднеется жилой дом с приусадебным участком. Рядом с вокзалом сохранилось несколько небольших построек, а именно туалет и пару домиков-будок, вероятно, путейской служды, в которых они и по сей день хранят свой инвентарь. В целом местность кажется безлюдной и малообитаемой.
Вторая платформа расположена у левого по ходу пути, но не с внешней стороны, а как бы в междупутье. В бытность тут станции, вероятно у платформы было два пути. Настил платформ — железобетонные плиты, лежащие прямо на земле.
Станция Глазуновка.
Историческое (до 20 века) название: Александровка
Станция на 4 пути. По её ширине можно предполажить, что и раньше их было не намного больше. Две длинные платформы расположены по краям от крайних боковых путей. Такая компановка не часто встречается в области. Настил платформ старые плиты, покрытые асфальтом. Недалеко от платформы в сторону Курска расположен вокзал. Проект такого вокзала, постройки 1950-х годов не встречаем больше в области, но в целом на дороге они есть. Например на станции Чернь в Тульском регионе — самой близкой к нашей области. А у нас, вот — в Глазуновке. По бокам от здания вокзала у платформ — уже привычные будки-домики багажной конторы, сарая хозяйственного инвентаря и общественный туалет. Ближе к краю платформ в сторону Курска стоит здание посте ЭЦ архитектуры 1970-х годов и ещё одно здание, возможно конторы службы ПЧ. В горловине в сторону Орла видны длинные здание старых складов.
Позади вокзала на привокзальной площади оборудовано место для автостанции, которое используется весьма не часто. Недалеко от вокзала стоит интересная старая скульптура, изображающая девушку с снопом колосьев и мужчину гордо держащего на вытянутой руке фигурку космического спутника.
Остановочный пункт 452 километр.
Две посадочные платформы по обеим сторонам. Длина платформы под 4 — 5 вагонов электропоезда. Настил платформ — небольшие старые бетонные плиты покрытые асфальтом.
Станция Малоархангельск.
Станция на 3 пути. По её ширине можно предполажить, что и раньше их могло быть больше лишь на 1 — 2 пути. Две длинные платформы расположены: одна, в сторону Курска, между главными путями, и одна с краю бокового пути. Настил платформы, что между путями, выполнен тротуарной плиткой, что не характерно для нашей области.
На некотором удалении от крайней платформы в сторону Орла — расположен вокзал. Проект такого вокзала, постройки 1950-х годов наиболее часто встречается на дороге и в частности у нас в области. По-бокам от здания вокзала у платформ — уже привычные будки-домики багажной конторы, сарая хозяйственного инвентаря и общественный туалет. Рядом с вокзалом слева — здание поста ЭЦ. В горловине в сторону Курска видны длинные здание старых складов. Один из них стоял совсем рядом с вокзалом, у крайней платформы. Колоритный старый анрар из красного кирпича. Снесён в 2011 году. А в противоположной горловине можно увидеть чуть поодаль несколько стареньких жилых домиков.
__________НА ЕЛЕЦ__________
Остановочный пункт Семинарская (бывшая станция). [1870г.]
Историческое (до 20 века) название: Орёл-Елецкий (Елецкий вокзал); Полустанция Орёл (дореволюц.); позже - Семинарская
Старая станция. С того времени, когда в нашем городе появились первые железные дороги и, в частности, была построена линия Орёл-Елец (с 1870 года) в Орле было 2 вокзала «Орловско-Витебский» (теперь это нынешний вокзал) и «Елецкий» (нынешняя Семинарка). Эта информация была найдена несколько лет назад автором этой статьи в книге, бывшего в ту пору орловского краеведа Г. М. Пясецкого, - «Забытая история Орла».
В начале 20 века Елецкий вокзал на картах уже назывался как полустанция «Орёл». На одной из довольно известный старых карт начала 20-го века указано и такое название — «старый Елецкий вокзал». Видимо, уже тогда это название выходило из обихода. Позднее уже закрепилось название станция Семинарская.
Довоенный вокзал этой станции не сохранился. Сейчас мы пока даже не смогли определить его точное место. А нынешний кирпичный, закрытое здание которого там стоит и сегодня, построен уже после войны в 1950-х годах. Здание немного не симметрично и раньше автор даже думал, что здание могло быть частично разрушено в прошедшие годы. Но пару лет назад обнаружился такой же на ст. Сенежатская линии Орёл-Брянск в Брянской области.
По своей сути, исторически Семинарская была тупиковая станция на которой соединялись два главных пути: в сторону ст. Орёл и в сторону Ельца. То есть поезда следовавшие из Ельца непременно попадали только на Семинарскую. Там паровоз переезжал на другую сторону состава, переводилась стрелка и поезд уже двигался обратно по второму пути в сторону нынешнего вокзала. Там он мог выехать на главную магистраль Москва-Крым.
Где-то незадолго до ВОВ с этой станции прокладывают ещё одну ветку на станцию Кромскую. Она начиналась на Семинарской – шла за элеватором вдоль оврага – выходила к линии Орёл-Брянск у Афанасьевского кладбища – шла вдоль этой линии в районе всех Курских улиц – и соединялась с линией Орёл-Брянск перед самым мостом через Оку, за которым уже виднелась станция Кромская. Эта ветка позволила безостановочно пропускать поезда сообщением Елец-Брянск. А на станцию Орёл поезда из Ельца всё так-же ехали через тупик. Это неудобство и большую потерю времени отмечали ещё до революции. И не понятно, почему не сделали прямого выхода линии Орёл-Елец на главную магистраль.
В конце 1970-х все функции Семинарской стала выполнять новая большая станция Лужки-Орловские, строительство которой шло в 1975-76 годах. Для этого были проложены дополнительные пути. Теперь поезда едущие с Ельца имеют возможность попадать сразу в Лужки, а оттуда могут расходиться на другие направления из нашего горда. Старую ветку на Семинарку намечали разобрать ещё в те-же годы. Но этого не сделали и сегодня, и по ней иногда ещё ездят поезда. В начале 1990-х закрывают ветку Семинарская-Кромская. К концу столетия её разбирают совсем. Сейчас можно найти лишь её трассу и остатки кое-какого ж/д оборудования.
Нынешнее положение станции запутанное. Станционные пути хоть и разобраны больше половины, но всё-же есть. Есть и стрелки со светофорами. Но в 1990-х всё управление Семинарской включено в состав соседней товарной станции Орёл-2 (кольцо трамвая №3). Так что формально станция как самостоятельная упразднена и теперь более официально называется примерно как: «Станция Орёл-2, Семинарский парк» (парк - не в смысле зелёные насаждения). Там ещё сохранились какие-то путейские службы, немного специального подвижного состава, небольшое путевое развитие. Есть и маленькая платформа «о.п. Семинарская» на которой останавливаются пригородные поезда «Орёл-Михайловский рудник», «Орёл-Елец», «Орёл-Ливны». Небольшая платформа не даёт забыться старому названию старинной станции.
Название Семинарская думаю пошло от расположенной неподалёку в те годы - Духовной семинарии. Может быть и от глубокого Семинарского оврага который расположен у самой станции и шёл в сторону семинарии (ныне техникум железнодорожного транспорта).
Остановочный пункт 5 километр.
Расположен у переезда, в месте, где Новосильское шоссе начинается отходя от Южного переулка. Платформа длинная, не широкая; в качестве настила — асфальт. В конце 1990-х были установлены 2 простых, довольно больших металлических павильона ожидания. Оба ближе к центру платформы. Расположение платформы справа по ходу на Елец. До середины 2000-х годов рядом с платформой была небольшая будка кассы. Но потом её убрали.
Пока не выяснена дата создания тут остановочного пункта. Но, вероятно, он не очень старый. Возможно 1980-х годов. Это предстоит выяснить.
Остановочный пункт Мичуринская. _Не действ._
Располагалась на расстоянии 1.2 км от предыдущей платформы (пл.5 км.). И сейчас можно найти её сильно заросшую посадочную платформу. Она располагалась слева по ходу на Елец. В нескольких десятках метрах от платформы и сейчас стоит одинокий жилой обитаемый дом. Есть предположение, что платформу закрыли когда открыли таковую на 5 километре. То есть, как бы перенесли её ближе к городу. Ныне не существует.
Станция Кузьмичёвка.
Станция не встречалась автором на схемах изданных ранее 1917г. На предвоенных картах на этом месте уже обозначен: разъезд №11 После ВОВ уже имела нынешнее название.
Станция на 3 пути. На станции со стороны Ельца линия расходится на две ветки: к ст. Лужки и на бывшую Семинарку. До постройки ст. Лужки это была обычная небольшая станция на 2 направления: Семинарку и Елец.
На станции одна посадочная платформа у крайнего пути. Здание вокзала в стиле конца 1970-х годов. Вероятно было построено вместе с другими вокзалами на новой тогда ветке в сторону Михайловского рудника.
Остановочный пункт Домнино (бывшая станция).
Старая станция, встречающаяся ещё на дореволюционных картах с тем же названием. В последние годы своей работы имела 3 пути. Слева, по ходу из Орла, устроена пасадочная платформа, на которой установлено 4 лавочки и 2 столба освещения. Павильонов нет. Рядом с платформой типовой пост ЭЦ и интересное, совсем маленькое здание вокзала. Есть предположение, что это уцелевшая часть более большого, но когда-то разрушенного вокзала ещё дореволюционной постройки. Определённо пока сказать сложно. Станцию упразднили в конце 1990-х годов.
Остановочный пункт 19 километр.
Платформа расположена на насыпи справа по ходу из Орла вместе с самой линией. Небольшая платформа на 4-5 вагонов. Из-за глухой местности путевое хозяйство периодически страдает от маргинального населения близлежащих деревень. Так и произошло с остановочным павильоном. Насыпь в районе остановочного пункта очень высокая, порядка 10 м, и в начале 2000-х годов павильон просто скинули к подножью насыпи. Какое-то время он лежал вверх-тормашками внизу на крыше. Из-за сложной местности вернуть павильон на насыпь возможно было только с помощью крана на жд-платформе, но видимо ради такого маленького ОП вызывать тяжелую технику не стали. Со временем павильон просто поставили на землю на нынешнем своем месте.
Остановочный пункт 22 километр.
Платформа расположена на насыпи слева по ходу из Орла вместе с самой линией. Небольшая платформа на 4-5 вагонов. Почему-то простой металлический павильон установлен внизу у подножия насыпи. Вероятно когда-то был сброшен вниз с платформы, как и на соседнем остановочном пункте.
Станция Золотарёво.
Станция на 2 пути, по сути сейчас являющаяся разъездом. По ширине насыпи можно предположить, что когда-то путей было 4, а может даже и 5. По свидетельству очевидцев ещё недавно на станции было несколько тупиков. В советские годы до этих мест ходил летний дачный поезд «Лужки — Золотарёво».
На станции одна посадочная платформа у крайнего пути. Типовое, часто встречающееся здание вокзала в стиле 1960-х годов. Здание закрыто, но поддерживается в целом виде. Есть в нём обираемые помещения. Недалеко от вокзала у платформы обустроена небольшая братская могила. На станции многолюдно, только в минуты прихода пригородного поезда.
Остановочный пункт Чижки. (бывшая станция. ?)
Платформа на 2-3 вагона расположена слева по ходу из Орла. У платформы видна лишь небольшая деревянная будка с дверью, непонятного назначения (вероятно — хоз. Инвентарь). А вот по другую сторону пути стоит интересная жилая казарма дореволюционной постройки. У Чижков пока не очень ясная история, но судя по некоторым картам, они могли быть в некоторое время (середина 20-го века или с момента постройки линии до середина 20-го века) станцией. И если это так, то старинная казарма вполне раньше могла быть вокзалом
Станция Моховая.
Станция на 3 пути и пляс один подъездной путь. По ширине насыпи можно предположить, что и раньше путей было столько же.
На станции одна посадочная платформа у крайнего пути, справа по ходу из Орла. Типовое, часто встречающееся здание вокзала в стиле 1960-х годов. Здание открыто и поддерживается в хорошем состоянии. Длинная платформа с лавочками и металлической оградой. У порожек спуска к зданию вокзала установлены два столба освещения по три «пушкинских» светильника на каждом. Рядом с вокзалом типовое одноэтажное здание поста ЭЦ.
В восточной горловине сохранилось несколько старых складских помещений. Напротив вокзала, по другую сторону путей стоят несколько жилых частных домиков.
Станция Благодатная.
Исторические названия: 1870 - Архангельское, 1904 - Благодатная, 1930 - Ворошилово, 1962 — Благодатная.
Станция на 2 пути, по сути сейчас являющаяся разъездом. По ширине насыпи можно предположить, что когда-то путей могло быть 3.
На станции одна посадочная платформа у крайнего пути, справа по ходу из Орла. Интересное здание вокзала, пока не очень понятно, каких годов постройки. Вероятно типовой проект 1950-х годов вокзалов для малых станций. Здание закрыто, но поддерживается в целом виде. Есть в нём обираемые помещения. Недалеко от вокзала у платформы расположено типовое здание поста ЭЦ.
Станция Залегощь.
Станция на 3 пути, плюс 1 подъездной. По ширине насыпи можно предположить, что когда-то путей могло быть 5. Хорошо видны места снятых путей.
На станции сейчас получается 3 посадочных платформы, основная длинная слева по ходу из Орла. Но путь возле неё был снят и у двух следующих по счёту путей устроили две коротние платформы. Они теперь и используются.
Интересное здание вокзала, типового проекта 1960-х годов. Такое же ещё замечено на ст. Глазуновка. Здание открыто и поддерживается в хорошем виде, работает касса. Перед вокзалом в сквере установлен бюст Героя Советского Союза Л.С.Чигина.
У платформы можно заметить ещё небольшое кирпичное здание с табличкой «багажная кладовая», здание поста ЭЦ, интересный небольшой кирпичный домик, по архитектуре похожий на весьма старый. В восточной горловине видна большая водонапорная башня послевоенных лет. Рядом — интересный деревянный сарай для путейского инвентаря. Напротив вокзала, по другую сторону ж/д полотна видны древние склады и различные конструкции какого-то комбината.
От станции отходит и идёт к центру посёлка весьма интересный и длинный подъездной путь. Отходя от станции, он сначала идёт по задворкам нескольких залегощенских улиц. В какой-то момент с одной стороны открывается удивительно красивый вид на большой обрыв вниз и обширную долину извилистой реки Неручь. Частью, долину занимают поля, а частью жилая или дачная застройки. Очень красиво вдали смотрятся мост и насыпь главного хода линии Орёл-Елец. Далее подъездной углубляется в промзону, которая, оказывается, имеет весьма обширное путевое развитие. Один их пучков путей идёт на Сахарный завод, который после некоторого простоя взялись реанимировать. Слабый накат всему пути обеспечивает лишь металлобаза, расположенная там же (уже привычное заведение на каждой крупной станции).
Станция Дишня.
Исторические названия: (до 20 века) Каменная; (до середины 20 века) Разъезд Дишня.
Станция на три пути, по сути являющаяся простым разъездом. По ширине станции можно предположить, что путей раньше было 4, а возможно и 5. Многие ещё вспоминают тупиковое ответвление в западной горловине и высокую бетонную платформу. Вероятно там сгружали автотранспорт или сельхозтехнику с вагонов.
Справа, по ходу из Орла, у крайнего пути устроена длинная платформа. Рядом достаточно типовой для этой линии вокзал послевоенной постройки. Рядом с вокзалом пожно заметить пару жилых домиков. А в целом, местность выглядит необитаемо и пустынно.
Остановочный пункт Туровка (до 07.1996 г. станция).
Бывшая станция на три пути (судя по ширине насыпи). Сейчас остался только средний путь. Справа, по ходу из Орла, у крайнего пути была устроена длинная платформа. Рядом достаточно типовой для этой линии вокзал послевоенной постройки (как и на соседней Дишне). Здание вокзала цело, но он заколочен. У оставшегося пути теперь устроена новая платформа на 1-2 вагона, а старая, возле которой путь убрали, просто бездействует. Больше никаких строений тут замечено не было.
Станция Верховье. [1870г.]
Старая узловая станция. Отсюда начиналась, построенная в 1871 году узкоколейная ветка Верховье — Ливны. Перешита в 1898 году на широкую колею с продлением до Мармыжей. Дореволюционное здание вокзала цело и сейчас. Оно открыто и используется по своему прямому назначению. Работают кассы. Сейчас здание является как бы островным: с одной стороны проходит основная линия Орл-Елец, а с другой — ливенская ветка. Тут же видно много старых построек, ещё видавших узкоколейку. Для пассажиров оборудованы две посадочные платформы с обеих сторон вокзала.
Когда-то рядом со станцией работало паровозное депо. А до начала 2000-х годов чуть поодаль существовала база запаса подвижного состава на которой, как в музее, были собраны редкие уже по нашим временам паровозы и тепловозы. Среди последних было особенно много тепловозов ТЭ3 и паровозов серии «Л». При депо можно было увидеть много маневровых тепловозов ТЭМ2. Но за первое десятилетие 21 века всё это исчезло. Реформы РЖД, повальная волна металлосдачи и д.р. И ничего вышеперечисленного не стало. Сейчас по станции бегают редкие тепловозы ЧМЭ3, привычные на большинстве станций, да проходят мимо пригородные поезда и пассажирские: Гомель-Адлер и Волгоград-Брест. В районе ответвления ливенской ветки есть пару типиков, на которых можно увидеть работающие и нет спецмашины службы ПЧ. Так же из обеих горловин на различные предприятия отходит несколько подъездных путей.
Станция Хомутово.
Станция на 3 пути. По ширине станции, можно предположить, что ранее их могло быть не менее черытёх точно. В горловине, что ближе к Орлу, сохранилось довольно много старинных ангаров и складских построек. В основном все кирпичные (в некоторых уже отсутствует крыша и остались лишь одни стены. Здесь же видим некоторое развитие подъездных путей. Один из них идёт на неподалёку стоящий элеватор. Ближе к платформе и центру станции, справа по ходу из Орла, видим довольно интересные здания деревянных складских построек. А вертикальными и горизонтальными несущими опорами служат старинные рельсы, некоторые из которых, судя по маркировке 1870-х годов выпуска. Всё здание выглядит весьма солидно, со стороны ж/д и со стороны площади здоровенные амбарные двери.
Длинная пассажирская платформа устроена справа по ходу из Орла. В Хомутово сберегли для нас старый деревянный вокзал и причудливую небольшую дореволюционную водонапорную башню. Эти сооружения поддерживаются в хорошем виде. Вокзал закрыт.
В восточной горловине лишь сходятся 3 станционных пути и отходит небольшое ответвление на металлобазу. По рассказам, раньше в этой горловине подъездных было больше.
Остановочный пункт 115 километр. _Не действ._
Была небольшая платформа на 1-2 вагона. Никаких строений вокруг не было. Упразднён в конце 2000-х годов.
Блок-пост 118 километр.
Место, где линия переходит из однопутной в двухпутную, то есть раздваивается. Представляет из себя съезд между путями и один тупик. Так же видно пару мачтовых светофоров. Маленькая платформочка под 1 вагон или точнее даже, под одну дверь. От платформы вверх по склону идёт лестница в зданию поста ЭЦ. Небольшое типовое одноэтажное здание. Более, никаких строений нет.
Далее, до следующей станции Красная Заря идёт двухпутный участок пути.
Станция Красная Заря.
Исторические (дореволюц.) названия: Россошное.
Небольшая станция на 4 пути. По самой станции видно, что раньше их могло быть 5. Возможно и 6. Здание вокзала расположено слева по ходу из Орла. Вокзал послевоенный, типовой. И расположен он впритык к платформе, что не очень характерно. Обычно послевоенные зданий вокзалов строили с некоторым отступом от платформ. Всего по краю платформы стоит 7 небольших зданий, среди которых: вокзал, ТП, пост ЭЦ, багажная кладовая и ещё пара каких-то зданий.
Возлк крайнеё длинной платформы путь снят, от него осталась только трасса. За ним устроена современная, более короткая платформа у действующего пути. Чуть поодаль от всех этих построек стоит типовая водонапорная башня послевоенных годов постройки.
Напротив вокзала, по другую сторону полотна, располагаются жилые частные домики. В горловине в сторону Орла видны старинные склады, вытянутые вдоль путей. Склады используются.
Остановочный пункт 137 километр. _Не действ._
Была небольшая платформа на 1-2 вагона. Никаких строений вокруг не было. Упразднён в середине 2000-х годов.
Станция Шатилово.
Маленькая станция, по сути являющаяся разъездом. Два пути. Вокзала нет. Из всех строений на станции имеется типовое здание поста ЭЦ. Расположено слева по ходу из Орла в паре десятков метрах от платформы. Между платформой и постом установлены две лавочки. Павильонов для ожидания нет.
_______________________________________________________________________________________________________________________
«Продолжение»
Фотографий на странице: 0