ОРЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ
Неофициальный сайт общественного транспорта Орла и Орловской области

Болхов, Историческая справка (Болхов)

_______________________________________________________________________________________________________________________
__________«Историческая справка №1»__________

Болхов - купеческий город. Расположен по трассе Орёл-Белёв-Калуга <<р 92>>.Первое упоминание в (1196) году, считается, что основан князьями Милославскими. Население на данный момент около 13,5 тыс.человек,самое большое насчитывалось 32 тысячи в 19 веке.В городе нет Железной дороги, из-за этого город не продвинулся вперёд как Мценск, он был раньше меньше Болхова.Действует в Болховском районе только автобусное сообщение.

Интересные факты:
В 2006 году, исполнилось 800 лет городу Болхову, по-этому поводу на автобусах( АА 811, АА 812, АА 814, КК 888) ПТК Болхов,появились наклейки с датой и таким великим событием.

Автоколонна появилась в середине 20 века. Из рассказов сотрудников предприятия: В 70е годы подвижной состав автоколонны был представлен автобусами марки Лаз, преимущестенно 695Н модели. На пригороде работали автобусы ПАЗ 672 и другие. В областной центр автоколонна обслуживала 10 графиков(по 2 рейса в день). По пригороду на каждую ветку деревень был свой автобус. В день по одному маршруту выполнялось по 3-4 рейса автобусы ездили полными.

Также АК 1543 обслуживала рейс Болхов – Белёв. К концу 80х, началу 90х годов подвижной состав автоколонны насчитывал 20 автобусов Лаз различных модификаций,несколько автобусов ПАЗ 672, 2 новеньких автобуса ПАЗ 3205 и 1 КАВЗ 3270.

Было 3 городских маршрута: Сушзавод-Ямская; Автовокзал-Больница; Липовка-РТС.
Автобусы работали до поздней ночи: 3 из них до 22-00, и 2 до 12 ночи.
На маршрутах работало 5 автобусов, из них 4 пазика. Лаз работал на маршруте Автовокзал-Больница.

Автоколонна получает автобусы марок Лаз 695Н,Лаз 699Р и Паз 3205.
В 2001 году приходит последняя партия из 4х автобусов марки ПАЗ 32050.
В 2003-2004 годах АК 1543 прекращает своё существование.

Создаётся структура ПТК на базе автотранспортных предприятий орловской области, в том числе и в Болхове.

Маршруты:

Пригород был представлен следующими маршрутами: Борилово-Б.Чернь;Руднево;Городок;Близна;Середичи;Репнино;Щербово;Пальчиково;Однолуки;15й Коннезавод.

По межгороду следовали автобусы: Болхов-Борилово-Орёл,Болхов-Орёл,Белёв-Орёл(работало 2 автобуса на маршруте Орловский и Белёвский),Болхов-Мценск,Болхов-Орёл-Москва(Орловский Икарус на 11-00).
В связи с большим пассажиропотоком и плохими дорогами, рейс автобусов по маршрутам Болхов – Орёл и Болхов – Белёв составлял около 2х часов пути.


__________«Историческая справка №2»__________

В этой справке речь пойдёт о ПТК

ПТК-(Пассажирская Транспортная Компания) Болховское Отделение начало свою работу в 2004-2005 годах.
Я ( Алекс Болховский)автор этой справки, довожу к сведению информацию о том, что слежу за изменениями на предприятии практически с самого открытия, а точнее с весны 2005 года.

Итак, в новое предприятие перешли те же кадры и часть подвижного состава. Базируется на бывшей территории АК 1543. В это время подвижной состав предприятия требует дополнительных транспортных средст. Списаны все автобусы марок Лаз 695Н,699Р. Предприятие остаётся с автобусами малой вместимости ПАЗ 3205 и 1 автобусом КАВЗ 3270. В 2005 году после закупки автобусов администрацией, город получается 2 автобуса марки ПАЗ 32053, а также предприятие покупает 3 микроавтобуса марки ГАЗель.

С 2004-2005гг. ПТК Болховское ОТД обслуживает следующие маршруты:

По городу:

Сушзавод-Ямская; Липовка-больница. По одному автобусу на маршруте.
Пригородные:

Болхов - Борилово,Близна,Вязовая,Середичи,Репнино,Пальчиково,Знаменское(Краснознаменка),15й Конезовод,Б. Чернь.

Межгород: Болхов-Орёл и Болхов-Борилово-Орёл(на этих маршрутах в день по 6-7 графиков, из них 4 обслуживались Пазиками. Болхов-Белёв(1 график в день, 2 рейса).

Другие организации обслуживают:

292 Болхов - Знаменское(Знаменсая СХТ);

530 Болхов - Мценск(ПТК Мценский филиал);

606 Белёв - Орёл - Белёв (ИП Солдатов);

672 Орёл - Болхов(ИП Музалевский и другие ИП).


Подвижной состав:

В 2006 году поступает автобус марки ПАЗ 32053.

В 2008 году поступает автобус марки ПАЗ 32054.


__________«Историческая справка №3»__________

В этой справке речь пойдёт о маршрутах, которые проходят через Болховский автовокзал и с него.
История 672(Болхов-Орёл) маршрута..

На этом маршруте было 9 графиков до 13.06.11.

6 графиков обслуживала ПТК Болховкий филиал.

7 график: 7-40,12-20,15-40(Гильдия)до 13.06.11.

8 график: 9-25,13-20,17-20(Гильдия до июля 2010; с июля НП ОПК; позднее ООО Снежана).

9 график: 9-55,14-55,18-05(ООО Снежана).

С 13.06.11 После конкурса перевозчика графиков стало 8.

У ПТК Болховского филиала 3:

5-50,8-50,12-50.

6-00,11-50,16-20.

7-15,11-20,19-15.

5 графиков у Автолайн-Экспресс:

6-30,10-40,14-40.

7-40,12-20,15-40.

8-10,13-50,19-00.

9-25,13-20,17-20.

10-00,15-00,18-15.

История маршрутов до Белёва.

До осени 2009 года автобус Болховской ПТК ходил на Белёв каждый день в 7-20 и 14-10.
Осенью рейсы сократили. 7-20 и 14-10 ПН,ПТ-ВС. После этого маршрут просуществовал до июля 2010.
Ввели рейсы в эти же дни и время до Щербово, они обслуживались пару месяцев после чего маршрут закрылся.

На протяжении всего времени работает маршрут 606 Белёв - Болхов - Орёл. Обслуживает Белёвская компания ООО Комтранс. Обслуживался рейс 1 раз в день по старому расписанию автобусами Икарус 256,Кавз 4238,Мэрседес-Варио и др.(новое расписание на сайте).

С мая 2012 на этом маршруте появилась фирма ООО Перевозчик. Графики на маршруте 276 Орёл - Болхов -Белёв на 4 дня(ПН,ПТ,СБ,ВС), по 1 рейсу в день. Также и Комтранс обслуживает 606 маршрут.
После конкурса перевозчиков в 2011 году, на Щербово организованы рейсы, исполняются автобусами ПТК Болховской 2 раза в неделю.

Маршрут Мценск - Болхов до 02 или 03.2012 обслуживала ПТК Мценский ф/л. После этого времени маршрут перешёл компании ООО Автолайн-Экспресс.

Пригородные маршруты

ПО пригороду существенных изменений по перевозчикам не наблюдается, а вот по сокращению рейсов на маршрутах, как раз есть.
До ноября 2010 существовал маршрут №219 Болхов - Близна. Из-за малого пассажиропотока маршрут закрыт. На Близну всё-равно можно уехать маршрутом Болхов - Середичи -Близна. В то время, маршрут Болхов - Середичи был отдельным. Когда у предприятия на балансе были 3 газели, то они и администрация не парились с малонаселёнными пунктами и в простые дни по таким маршрутам ходили газели, а иногда из-за нехватки автобусов, газели ездили на хлебных маршрутах, забирая в себя более 20 человек. Не все пассажиры уезжали из своих деревень по воскресным вечерам в райцентр. Разгрузочным днём на пригороде являлась среда. В этот день обслуживались сильно востребованные маршруты, такие как Болхов - Пальчиково,Конезавод и другие.

292 Знаменское - Болхов.Существенных изменений маршрут не притерпел, перевозчик остался тот же. Пассажиропоток нормальный. Но вот, одно но: вечерние рейсы в Знаменское отменены за ненадобностью.

Загадочный маршрут

08.08.10. С автовокзала Болхова отправляется ещё 1 автобус.
Как удалось узнать позднее - это маршрут № 508 Хотынец - Болхов - Москва. Обслуживается микроавтобусами марки Пежо и другими.
Маршрут редко появляется в зоне видимости, поэтому о его стабильной работе судить нельзя.
________________________________________________
Материал подготовил ©Алекс Болховский. 2012 г.

_______________________________________________________________________________________________________________________
__________«История железной дороги ст.Оптуха - г.Болхов»__________

«Забытый Болховский проект»
Так называется статья Максима Шаненкова — человека, проделавшего большие исследования и написавшего книгу о истории возникновения железных дорог орловской области. Отдельная глава повествует нам о истории железнодорожной ветки «станция Оптуха — город Болхов», ветки — период существования которой, оказался куда как короче всевозможных историй связанных в ней.
Забытый Болховский проект

Вот именно то, что изображено на последней фотографии той статьи я пытался найти осенью 2009 года, совершив поездку на электричке до бывшей станции Оптуха. Место было найдено без особого труда. Но, этого стоило ожидать, повальная волна металлосдачи середины 2000-х годов не уберегла этот последний кусочек колеи лежащий в воде.
Один из местных «аборигенов» заинтересовался мной когда я там лазил по берегу. Узнав цель моего появления там, немало удивился. И подумав выдал: - «А зачем тебе, в металлолом хотел сдать»? Узнав что цель моя скорее историческая, впал в воспоминания. Начал рассказывать, что будучи мальчишкой чуть застал эту дорогу. Потом рассказал, что закрыли её, о чём давно уже предупреждали. Показав куда-то вверх за холм сказал,что там было паровозное депо. Но к сожалению мой собеседник явно спешил по своим делам и разузнать что-то большее не удалось. Нашёл я и тот самый мост (по подсказке всё того-же собеседника) пешеходным настилом в котором служила эта колея. Теперь эту функцию выполняют обычные доски. А сам мост хрупкий и переходить его надо набравшись немного смелости. Сколько я не вглядывался в быстрое течение Оки, покачиваясь вместе с самим мостиком, но так и не нашёл то, самое последнее упоминание об этой железной дороге. Лишь на берегу мне попались несколько вбитых в землю рельс. На них держались металлические тросики того самого моста. Рельсы были очень маленькими по сравнению с обычными.
Мостик и рельсы

Болховская ветка на участке Оптуха-Болхов, точно нанесённая на более современную карту и трасса ветки на американской карте периода ВОВ.
Карты.
Схематически вся трасса ветки до шахт. Карта.

Очень интересную и таинственную находку совершил в 2010 году турист-водник сплавлявшийся в лодке по реке Ицка. В районе деревни Агеевка (Кромской район) в воде им была обнаружена точно такая-же по конструкции колея узкоколейки, что ранее была на Оптухе. Да и в воде она лежала практически так же, как и на фотографии в статье Максима Шаненкова. Но откуда она там и для чего применялась? Это осталось загадкой
Фото 46,47,48 и текст на сайте "Маршруты".
__________________________________
Kиpeeв Aндpeй. 2010 г.

Фотографий на странице: 0