ОРЁЛ, История различных видов транспорта: Автобусы: ч. 3
Автобусы пригородные, районные, областные.
>Начало<
_______________________________________________________________________________________________________________________
Изменения и дополнения.
24.03.2015г. - добавлена информация о автобусных маршрутах в области за май 1941 года.
_______________________________________________________________________________________________________________________
__________«Общие сведения.»__________
История перевозок пассажиров на дальние расстояния уходит своими корнями в далёкое прошлое, к веку гужевого транспорта, карет, пролёток и прочих экипажей. Но в рамках тематики данного сайта мы рассмотрим всё же именно эпоху автомобильного транспорта.
Несколько дат с чего начинались автобусные перевозки в нашей области удалось найти в музее трамвайного депо в рукописном материале по истории орловского трамвая. Составлен данный труд был московским исследователем С.А. Тарховым. И вот какие сведения он приводит:
«... В конце мая 1910 года открылось пассажирское сообщение на автомобиле от Кромской площадь [Комсомольская площадь - К.А.] до Цонского моста на Кромском шоссе [Знаменка-Орловская - К.А.], а в июле того же года по маршруту Орёл - Кромы - Дмитровск.
В июле 1914 года такое же сообщение открылось от Орла до Болхова. В 1916 году движение было прекращено в связи с реквизицией в армию всех автомобилей. Вновь движение в Болхов и Кромы открылось 1 августа 1921 года. ...»
«... Пассажирское сообщение на автомобилях по маршруту Орёл - Кромы - Дмитровск открылось 23 августа 1929 года.
На 1931 год Орлу были занаряжены два небольших автобуса АМО [скорее всего это были автобусы АМО-Ф15 - К.А.] для сообщения по линиям Орёл - Кромы - Тросна и Орёл - Кромы - Дмитровск. Они стали курсировать здесь в ноябре 1931 года. ...»
Итак, эпоха автобусных перевозок по области, как мы с вами видим, началась в 1931 году. Ссылаясь на источник выше узнаем, что в 1936 году на маршрутах до Кром, Тросны и Болхова курсировали и автобусы ГАЗ-03-30. Два небольших автобуса были предназначены для городских маршрутов по Орлу, куда поступили в 1934 году. Но так как в городе пользовались низким спросом, то часто подрабатывали в области. Так началась эра региональных автобусных перевозок.
Уже из другого документа, хранящегося в музее ПАТП-1 города Орла можно найти информацию о том, когда было создано первое специализированное предприятие, занимающееся пассажирскими перевозками в области:
«... 7 декабря 1937г. постановлением № 173 Оргкомитета ВЦИК по Орловской области был образован Орловский областной трест автомобильно-гужевых перевозок транспортно-эксплуатационного и складского дела с сокращенным названием - Орловский областной автогужевой трест или "Орелтранс"..
Трест образовывался для выполнения в пределах Орловской области автогужевых перевозок, связанных с подвозом и вывозом грузов со станций железных дорог и пристаней, грузовых перевозок и связанных с ними экспедиционных и товаро-складочных операций, а также перевозе пассажиров в городах и на трактах областного и местного значения.
Орловский областной автогужевой трест "Орелтранс" состоял в ведении Орловского облкомхоза и имел отделения (конторы) в Орле, Брянске, Клинцах, Карачеве, Дятькове, Ельце.
В число основных направлений деятельности треста вошла "организация пассажирских перевозок в автобусах в городах, на междугородных линиях и трактах области". ...»
На 1 января 1938 г. Орловский автогужтрест помимо прочего имел в своей базе уже 14 автобусов. В 1941 году - сорок два автобуса.
А вот какие маршруты (тогда их называли автолинии) действовали в Орловской области в мае 1941 года:
Орёл - Болхов,
Орёл - Кромы,
Орёл - Тросна,
Клинцы - Красная Гора,
Клинцы - Сураж,
Елец - Задонск.
Планировались к скорому открытию следующие линии:
Севск - Комаричи,
Карачев - Шаблыкино,
Клинцы - Стародуб,
Унеча - Мглин.
Начавшаяся Великая Отечественная война помешала дальнейшему развитию автобусного сообщения в области. Все автобусы были переданы для нужд армии. Перевозки пассажиров по городу Орлу и области прекратились.
В одной из орловских газет за 1971 год была небольшая статья о орловском ПАТП-3 (автопарк пригородных перевозок, ныне закрыт). Старейшие его работники так вспоминали послевоенные годы:
«... Три друга работают на предприятии уже 25 лет. Яков Иванович восстановил вытащенный из Оки фронтовой ЗиС-5. Три месяца хлопотал возле него. Кузов для пассажиров оборудовал. Первый рейс предстоял в Болхов. Четыре часа добирались до старинного русского города...».
А более точную информацию даёт всё тот же документ из орловского ПАТП-1:
«... В августе—сентябре 1943 г. орловская область была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. В отчете Орловского автоуправления о работе за 1943г. имеются данные только о грузовых машинах и грузовых перевозках в области.
В апреле 1944 г. при Орловском областном автоуправлении были восстановлены автотранспортные конторы в Орле, Брянске, Клинцах, Бежице и контора автоснаба. В связи с образованием Брянской области летом 1944г. конторы в Брянске, Клинцах и Бежице отошли в ведение Брянского автотреста. 1944г. в Орловской области и Орле автобусных перевозок также не производилось.
Приказом по Наркомату Автотранспорта РСФСР от 29 ноября 1945г. на базе Орловского областного автоуправления был организован Орловский областной автотрест, действительное его оформление произошло 21 декабря 1945г. В течение 1945г. в составе автопарка Орловского областного автотреста произошли изменения. В сентябре 1945г. в Орёл с Горьковского автозавода поступили 3 автобуса марки ГАЗ-3. В составе автотреста в это время значились Орловская автотранспортная и Елецкая автотранспортная конторы.
Три автобуса эксплуатировались в Орле на городской автолинии: Володарский переулок - Кирпичный завод № 8, протяжением 4 км.
11 января 1946 г. в системе Орловского автотреста были утверждены Государственной штатной комиссией при СНК СССР штатные расписания Орловской автоколонны №68 и Елецкой автоколонны №61.
По состоянию на 1 января 1947г. в Орловской автоколонне №68 оставалось то же число автобусов - 3, автоколонна производила пассажирские перевозки в Орле и на маршрутах: Орел-Кромы; Орел-Болхов; Орел-Нарышкино. Согласно приказа Орловского автотреста за 1947 г. 68 автоколонна должка была довести пассажирский парк до 10 машин, фактически на 1 января 1948г. в Орловской автоколонне №68 состояло 8 автобусов. ...»
«... В мае 1950 г. Орловская автоколонна № 68 была разделена на два предприятия: Орловская автоколонна № 68, у которой остались грузовые перевозки и Орловская автотранспортная контора (АТК), которой были переданы пассажирские автобусные перевозки в Орле и межрайонные. ...»
Орловская АТК (городские и районные перевозки) находились в Орле по адресу: улица 3-Курская, 20. На 1 января 1951 года в Орловской АТК значился 31 автобус. Скорее всего это были машины: ЗиС-155, ЗиС-154 и, возможно, старенькие ГАЗ-03-30 и даже ЗиС-8.
И ещё один параграф из документов ПАТП-1:
«... 6 января 1956 г. председатель Орловского облисполкома направил министру автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР докладную записку о состоянии автобусных перевозок в области, в которой в частности говорилось: "... Из 11 автохозяйств, имеющихся в области, пассажирскими перевозками занимаются только 7 автохозяйств с автобусным парком в 86 единиц и легковым такси - 39 единиц, в том числе:
Орловская автотранспортная контора: 71 автобус; 39 легковых такси;
Дмитровское автохозяйство: 2 автобуса;
Ливенское: 6 автобусов;
Малоархангельское: 3 автобуса;
Мценская авторота: 1 автобус;
Свердловская авторота: 1 автобус.
По состоянию на 1 января 1956 г. в области насчитывалось 39 маршрутов автобусного сообщения, из которых 5 маршрутов межобластных (Орел-Москва, Орел-Тула, Орел-Харьков, Орел-Курск, Орел-Брянск) и 15 маршрутов межрайонных (Орел-Кромы, Орел-Тросна, Орел-Дмитровск, Орел-Болхов, Орел-Сосково, Орел-Знаменское, Орел-Шаблыкино, Орел-Корсаково, Орел-Нарышкино, Орел-Мценск, Ливны-Дросково, Залегощь-Новосиль, ст.Малоархангельск-Колпна, Мценск-Тельчье, Змиевка-Покровеков), 10 маршрутов пригородных, в том числе в Орле: Пл.Победы-Биофабрика, Горсад-Мезенка, Автостанция-Володарская МТС, Орел-Солнцево, Орел-Неполодь, Орел-Редькино, Орел-Б.Куликовка, Орел-М.Куликовка, Автостанция-Лаврово, Ливны-Навесное, и 9 маршрутов внутригородских в городах Орле и Ливнах. ...»
«... Одним из узких мест в хозяйстве автотреста являлось отсутствие благоустроенных автовокзалов и автостанций, имелось только три небольшие автостанции в Орле, Кромах и Тросне. ...»
Здесь закончим работу с историческими документами и поблагодарит авторов, когда-то написавших их.
13 февраля 1961 года в Орле был открыт новый автовокзал в районе перекрёстка Комсомольской улицы и Карачевского шоссе. Старая автостанция на Комсомольской площади вскоре была ликвидирована.
В конце 1963 года Орловская АТК насчитывала уже 219 автобусов. Из-за крайне маленькой территории автобусного парка часть автобусов вынуждена была ночевать за пределами территории. Так, например, большая стоянка автобусов была на Щепной площади. Эксплуатировались следующие основные марки автобусов: ЗиС-155, ЗиЛ-158 и в самом начале 1960-х годов поступили первые автобусы ЛАЗ-695Б, ЛАЗ-695Е.
В первое полугодие 1965 года в Орловской области пассажирские перевозки осуществляются 14 автохозяйствами, из которых два крупных специализированных хозяйства: Орловский автобусный парк, имеющий в своем составе 235 единиц подвижного состава (25%) автобусы большой вместимости и Орловский таксомоторный парк в составе 140 автомобилей такси "Волга" и 84 автомобиля для обслуживания предприятий и организаций.
Для обслуживания пассажиров в области работают автовокзал, 4 автостанции и 26 автопавильонов, из которых 18 пунктов осуществляют кассовую продажу билетов пассажирам на проезд в автобусах.
В конце 1966 года автоуправлением проведена разгрузка Орловского автобусного парка за счет выделения значительной части загородных автобусов в Орловское хозяйство "Сельхозтранс". Информации на конкретный источник нет, но можно с уверенностью сказать, что эта выделенная колонна переезжает на новую территорию, а именно - на улицы Скульптурную, 2а. Это подтверждает и найденная информация, что первые постройки на данной территории, а именно - производственный корпус по обслуживанию машин, построен в 1966 году. Этой датой можно и считать дату основания Орловского ПАТП-3.
Предприятие обслуживает районные, областные и межобластные маршруты. На конец 1960-х годов в эксплуатации, скорее всего, были основные автобусы: ЗиЛ-158 и ЛАЗ-695Е.
В 1970 году ПАТП-3 было перевезено 5823000 пассажиров. К 1971 году автопарк насчитывал 100 автобусов.
В середине 1970-х в автопарк поступают первые иностранные автобусы Икарус-250, которые были в разы комфортнее имеющихся отечественных автобусов (в основном это были ЛАЗы 695 серии различных модификаций) да и более надёжными в эксплуатации.
В 1988 году на территории автопарка достраивается новый большой административно-бытовой корпус с центральной проходной.
В этом же году в ПАТП-3 отдали и пригородные перевозки, которые ранее были в компетенции ПАТП-1. Так же автопарк обслуживал и несколько дачных маршрутов от Орла. Среди сезонных (дачных) маршрутов были (на 1997 год):
104-2 Автовокзал - д. Козлы*;
105-2 Автовокзал - Паньково*;
105д Комсомольская пл. - Фоминки;
106 Комсомольская пл. - Кузнецы;
107д Комсомольская пл. - Нарышкино (дачи);
120 Комсомольская пл. - Кораблики;
123д Комсомольская пл. - к-з Россия (дачи);
135 Комсомольская пл. - Кофаново;
126 Микрорайон - Оптуха;
130 Комсомольская пл. - 24 км;
133 Комсомольская пл. - Рябцево;
134 Комсомольская пл. - Ступишино;
137 Комсомольская пл. - Черемисино.
* - дополнительные автобусы в выходные дни.
Для снятия напряжения на самых загруженных маршрутах в конце 80-х в автопарк поступают первые автобусы Икарус-280.02 "гармошки" (пригородные варианты с двумя дверными проёмами и увеличенным числом сидячих мест). Автобусы были б/у из Германии. Их сразу поставили работать на одном из самых загруженном и тяжёлом направлении - на маршрут "Орёл-Нарышкино".
Основными автобусами на начало 1990-х годов в ПАТП-3 были: Икарус-250, Икарус-256, ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-699Р, а так же в меньших количествах Икарус-260 и Икарус-280.02. С середины 1990-х годов на маршрутах стали появляться первые автобусы средней вместимости - ПАЗ-3205. Часто эти автобусы ездили по, дублируемым основные, коммерческим, экспрессным и дополнительным маршрутам.
В 1996 году автопарк пополнился тремя автобусами МАРЗ-52661. А в 1998 несколькими Икарусами (-263.10 и -280.33). Так, наряду с Нарышкино, новые Икарусы-"гармошки" стал ездить и в пригородный посёлок городского типа - Стрелецкий (институт ЗБК).
В конце 1990-х годов в районе пригородной деревни Кузнецы у моста на берегу Оки стоял прекрасно сохранившийся автобус ЛАЗ-695М. Помнится, что автобус был даже со стёклами. Каким чудом занесло туда этот ретро-автобус, зачем? - на этот вопрос ответа пока не найдено. Сейчас его конечно давно уже там нет.
К концу 90-х годов по в расписание орловского автовокзала начинают добавляться новые графики маршрутов с пометкой - "экспресс". Так на рынок областных перевозок вступали частные перевозчики. С тех пор по некоторым самым напряжённым маршрутам (Орёл-Мценск, Орёл-Нарышкино, Орёл-Кромы) медленно но верно пошла тенденция к всё большему увеличению "экспрессных" рейсов и сокращению обычных льготных (частники льготников перевозить не торопились). Подвижной состав на таких маршрутах был представлен в основном автобусами ПАЗ-3205 и микроавтобусами "ГАЗель".
В 2005 году была образована Пассажирская транспортная компания (ПТК), которая объединила в себе все пассажирские АТП в райцентрах области (включая и орловское ПАТП-3). Головной же филиал располагался в Орле. Меж тем, доля частных перевозчиков на областных маршрутах всё увеличивалась. Маршруты стали уже полностью переходить от государственных АТП (филиалов ПТК) к частным перевозчикам. Подвижной состав автобусов так же менялся. К середине 2000-х годов в Орле с пригородных и районных маршрутов исчезают последние автобусы ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-699Р, Икарус-260 и прочие единичные модели больших автобусов. С пригородных маршрутов на Нарышкино и Стрелецкое (маршруты №№107 и 115) исчезают автобусы Икарус-280.
К 2010-м годам основным автобусом, передвигающимся по областным маршрутам становится - ПАЗ-32053. Так же и в городах. На Орёл, например, на эти автобусы приходится половина всех перевозок. В 2012 году в Кромах на единственном поселковом маршруте ПАЗики так же заменили ЛиАЗ-677 и Икарус-263. На маршруте два автобуса. В Болхове - два ПАЗика на двух городских маршрутах. В Колпне и Покровском - по одному ПАЗику на поселковых маршрутах. И лишь город Ливны обслуживает все свои городские маршруты исключительно микроавтобусами (на 2014 год это микроавтобусы "ГАЗель"). В 2011 году по 7 маршруту в Ливнах ездил последний Икарус. И в городе Новосиль по внутреннему маршруту курсирует одна "ГАЗель".
В начале 2012 года последние дни дорабатывает на пригородных маршрутах последний в области Икарус-250 http://orel-transport.ru/photo.php?pid=13105 Этот, один из нескольких автобусов полуживого ПАТП-3, примерно через месяц будет снят с маршрутов. Тогда же закроется и само ПАТП-3. Этот автобус перевезут в городское ПАТП-1, где он, простояв некоторое время на территории, будет утилизирован.
К 2014 году в области осталось лишь два муниципальных пассажирских автотранспортных предприятия: Орловское ПАТП-1 и в Покровском МУП "Пассажирские автоперевозки". В других райцентрах бывшие АТП (с 2005 года филиалы ПТК) или полностью прекратили своё существование (Орёл ПАТП-3, Болхов, Новосиль, Нарышкино, Хотынец) или находятся в предсмертном состоянии. В феврале 2013 года территория бывшего орловского ПАТП-3 была полностью освобождена. А в середине 2014 года началась полная её перестройка под другие нужды.
На 2014 год из 24 районных центров области (включая город Орёл) все, кроме Глазуновки, имеют у себя работающие автовокзалы (Орёл), автостанции или кассовые пункты. Два самых старых здания автостанций (Кромы и Тросна) сохранились и до наших дней и являются (особенно здание троснянской) хорошим примером архитектуры зданий автостанций 1950-х годов. Третье здание той эпохи - старой орловской автостанции на Комсомольской площади - к сожалению было утрачено. Самая новая автостанция (начало 2000-х) построена на новом месте взамен бывшей, совмещённой с ж/д вокзалом, в центре посёлка.
Из старых марок пригородных автобусов на 2014 год сохранились: Икарус-250 /-256: один служебный ходовой в Орле, ещё два-три стоящих на частных территориях; в Мценске: два, один из них рабочий. ЛАЗ-695Н: два в Орле в автошколах, один рабочий, другой - нет. Возможно, один-два в Ливнах. ЛАЗ-699Р: три ходовые служебные в Орле (один часто ездит в Мценск).
_______________________________________________________________________________________________________________________
__________«Автобусные маршруты в городах области»__________
Город Орёл.
Автобусное движение открыто: 18 ноября 1934 года (2 маршрута).
На 1969 год в городе: 12 маршрутов (№№ 1 - 12)
На 1990 год в городе: 27 маршрутов (№№ 1 - 27).
На 2014 год в городе: порядка 50-ти автобусных маршрутов (№№ 1 - 60,76. Кроме 7,24,40,41,53,55,56,58).
Город Ливны.
Автобусное движение открыто: в 1962 году (1 маршрут).
На 1990 год в городе: 14-15 маршрутов.
На 2014 год в городе: 17 автобусных маршрутов (1,2,3,4,5,6,7,9,10,11,12,13,14,16,17,19,21).
Город Мценск.
Автобусное движение открыто: в 1958 году (1 маршрут).
На 1990 год в городе: 8 маршрутов (№№ 1,2,3,4,5,6,7,8).
На 2003 год в городе: 10 маршрутов (№№ 1,2,3,4,5,6,7,9,10,11).
На 2014 год в городе: 11 маршрутов (№№ 1,2,3,4,5,6,7,7а,10,10а,462).
Город Болхов.
Автобусное движение открыто: ---
На 1990 год в городе: 3 маршрута (Сушзавод - Ямская; Автовокзал-Больница; Липовка-РТС).
На 2014 год в городе: 2 маршрута (Сушзавод - Ямская; Больница - Липовка).
Город Новосиль.
Автобусное движение открыто: --- в 1980-х годах; вновь открыто в 11.2011 году.
На 1990 год в городе: 2 маршрута (Микрорайон - Заречье; СХТ - Автостанция - Заречье).
На 2003 год в городе: 1 маршрут (СХТ - Автостанция - Заречье).
На 2011 год в городе: 1 маршрут (Микрорайон - Заречье).
На 2014 год в городе: 1 маршрут (Микрорайон - Заречье).
Город Дмитровск.
Автобусное движение открыто: в 1965 году; вновь открыт в 1999 году.
На 1990 год в городе: 1 маршрут.
На 1999 год в городе: 1 маршрут (Алёшенка - Морево).
На 2014 год в городе: 1 маршрут (Алёшенка - Морево).
ПГТ Кромы.
Автобусное движение открыто: ---
На 1990 год в городе: 1 маршрут (№1 Пенькохавод - Сельхозхимия).
На 2014 год в городе: 1 маршрут (№001 Пенькохавод - Сельхозхимия).
ПГТ Верховье.
Автобусное движение открыто: ---
На 1990 год в городе: 1 маршрут (АТП - Молочно-консервный завод).
Не работал: 1995 - 2006 годы.
На 2006 год в городе: 1 маршрут.
На 2014 год в городе: 1 маршрут. Работает только в субботу.
ПГТ Колпна.
Автобусное движение открыто: ---
На 1990 год в городе: 1 маршрут.
На 2014 год в городе: 1 маршрут (Автостанция - сах.завод - ЦРБ - Кливцово - Кирпичный з-д.).
ПГТ Хомутово.
Автобусное движение открыто: ---
На 1986 год в посёлке: 1 маршрут.
На 2014 год в городе: маршрутов нет.
ПГТ Покровское.
Автобусное движение открыто: --- в 2000 году.
На 2014 год в городе: 1 маршрут (Автостанция - Больница).
_______________________________________________________________________________________________________________________
__________«Автостанции в городах области»__________
Город Орёл.
Автостанция.
Комсомольская площадь.
Открыта в 1950-е годы. Закрыта в 1960-е годы.
Автовокзал
Автовокзальная улица, 1.
Открыт в 1961 году.
Город Ливны.
Автостанция.
Автовокзальная площадь.
Открыта в 1969 году.
До конца 2000-х годов - автовокзал.
Город Мценск.
Автостанция.
Тургенева улица, 194.
Открыта в
До конца 2000-х годов - автовокзал.
Город Болхов.
Автостанция.
Первомайская улица, 22.
Открыта в
До 2010 года - автовокзал.
Город Новосиль.
Автостанция.
Коммунаров улица, 37а.
Открыта в
Город Дмитровск.
Автостанция.
Социалистическая улица, 63.
Открыта в
До конца 2000-х годов - автовокзал.
Город Малоархангельск.
Автостанция.
Калинина улица, 16.
Открыта в
До конца 2000-х годов - автовокзал.
Город Дмитровск.
Автостанция.
Социалистическая улица, 63.
Открыта в
До конца 2000-х годов - автовокзал.
ПГТ Кромы.
Автостанция.
25 Октября улица, 1.
Открыта в 1950-е годы.
Село Тросна.
Автостанция.
Московская улица, 31.
Открыта в 1950-е годы.
ПГТ Покровское.
Автостанция.
Дубровинского улица, 7.
Открыта в 08.2000 году.
До конца 2000-х годов - автовокзал.
Село Дросково.
Автостанция.
Советская улица, 7.
ПГТ Верховье.
Кассовый пункт.
Привокзальная площадь.
ПГТ Залегощь.
Кассовый пункт.
Привокзальная улица, 14.
ПГТ Корсаково.
Автостанция.
Советская улица, 9.
ПГТ Хомутово.
Автостанция.
Кооперативная улица, 12.
ПГТ Красная заря.
Автостанция.
Привокзальная улица, 6.
ПГТ Змиёвка.
Автостанция.
ПГТ Глазуновка.
Автостанция.
Привокзальная улица, 8.
Закрыта.
ПГТ Колпна.
Автостанция.
Интернациональная улица, 4.
ПГТ Долгое.
Автостанция.
Привокзальная улица, 4.
Село Знаменское.
Кассовый пункт.
Кирова улица, 16.
ПГТ Нарышкино.
Автостанция совместно с ж/д вокзалом.
Привокзальная улица, 1.
Закрыта в начале 2000-х годов.
Автостанция
Ленина улица.
Открыта в начале 2000-х годов.
ПГТ Хотынец.
Автостанция совместно с ж/д вокзалом.
Привокзальная улица.
ПГТ Шаблыкино.
Автостанция.
Советская улица, 7.
Село Сосково.
Автостанция.
Октябрьская улица, 7.
_______________________________________________________________________________________________________________________
__________«Из газет.»__________
"Удачных вам рейсов".
«Хорошие люди работают в пассажирском автотранспортном предприятии №3. Многому научишься у них. И прежде всего — преданности родному коллективу, высокому профессиональному мастерству.
Первым мне хочется назвать Якова Ивановича Ефимова. Четверть века работает на нашем предприятии. Каждый его трудовой день — интересная страница. А все вместе взятое — яркая повесть о замечательном шофере.
Чем он знаменит? Отличным знанием, дела, человечностью. На автобусе «ЗИС-155» прошел один миллион триста тысяч километров без капитального ремонта. Сэкономил двадцать пять комплектов авторезины, несколько тонн бензина и много запасных частей... Он награжден орденом Ленина. Есть у него значок «За работу без аварий 1-й степени». Не первый год с честью носит звание ударника коммунистического труда. Много раз награждался Почетными грамотами, получал денежные премии.
Несколько лет подряд был членом местного комитета. Возле него всегда увидишь молодых шоферов. Тянутся они к нему потому, что Яков Иванович много видел, много знает...».
Эти строки написал инженер по безопасности движения Орловского пассажирского автотранспортного предприятия №3 Александр Григорьевич Бухарин.
...У проходкой ПАТП №3 А.Г. Бухарин. ОН улыбается:
- Вам повезло: Яков Иванович на месте. И не только он. Из далёкого рейса вернулись два не менее знаменитых у нас шофера - Яков Стефанович Легостаев и Николай Федорович Петрашов.
Немного о предприятии. В его хозяйстве 100 автобусов. Ходят они в дальние рейсы: Орел—Москва, Орел—Харьков, Орел—Воронеж, Орел—Липецк, Орел—Курск, Орел—Брянск, а также в города нашей области. О том, насколько здесь широк объем работы, говорит такой факт: только в прошлом году было перевезено 5 миллионов 823 тысячи пассажиров. В этом году намечено перевезти 6 миллионов 200 тысяч человек.
...Яков Иванович Ефимов уже не молод. Ему под пятьдесят. Тридцать из них прошли за рулем автомобиля. Права шофера третьего класса он получил до войны. Было это в Севастополе. Тогда он там жил и работал. 22 мая приехал на южную границу укоепрайон строить. Тут его война застала. Надел солдатскую форму, и начались фронтовые рейсы.
Николай Федорович Петрашов шофером стал в 1934 году. Войну прошел с 6-й гвардейской дивизией. У него орден Красной Звёзды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и другие награды. На Орловско-Курской дуге воевал. Войну закончил в Праге.
У Якова Стефановича Легостаева тоже много боевых заслуг. Он, как и его друг Ефимов, тоже перенес все фронтовые тяготы...
Три друга работают на предприятии уже двадцать пять лет. Яков Иванович восстановил вытащенный из Они фронтовой «ЗИС 5». Три месяца хлопотал возле него. Кузов для пассажиров оборудовал. Первый рейс предстоял в Болхов. Четыре часа добирался до старинного русского города Через год в Орел три автобуса «ЗИС-8» прибыли. Их вручили Ефимову, Легостаеву и Петрашову. Шли годы. Прибывала новая техника. Крепло автохозяйство. Росли люди. Повышалось мастерство.
— Какой маршрут считаете самым «обжитым?» - спросили мы у Якова Ивановича.
— Орел—Брянск, — ответил он. — На нем я беспрерывно работал двенадцать лет. Перевез свыше трехсот тысяч пассажиров.
— Приехал я как-то в Киев, — вспоминает Я.С. Легостаев. — Ко мне подходит человек:
— Не узнаете? Помните, из Харькова ехали. Стояла темная осенняя ночь. Вы заметили меня на обочине остановились и подвезли до самого дома. По дороге налили из термоса горячего чаю. Такое, Яков Стефанович, не забывается...
А Николай Федорович припомнил другое: — Приехал я однажды в Брянск. Подошел ко мне мужчина.
— Я вас сразу узнал.
— А что такое?
— Это было в 1943 году. Остановились вы около нашего разбитого дома. Увидели меня, совсем маленького, подозвали к себе и говорите: «А ну-ка, воробей, подставляй подол рубахи. Вы мне пригоршню кускового сахара насыпали»...
...Снова старейших орловских шоферов зовут дальние рейсы. Они садятся за руль автобусов. Удачных вам рейсов!
http://orel-transport.ru/photo.php?pid=50054
На снимке (слева направо): Н.Ф. Петрашов. Я.С. Легостаев и Я.И. Ефимов.
_____________________________________________
Б. Попов. "Орловская правда", июнь 1971 года.
_______________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________
Статью подготовил: Kиpeeв Aндpeй. 2014г.
© Данный материал опубликован автором только на этом сайте.
Фотографий на странице: 0