ОРЁЛ, История различных видов транспорта: Такси
_______________________________________________________________________________________________________________________
Изменения и дополнения.
08.06.2015г. - 1979 год - о строительстве нового таксопарка. 2011 год - о ликвидации МУП таксопарка. 2015 год.
29.03.2013г. - 1987г. Появление в городе первых частных машин такси.
**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************
«ТАКСИ»
Ещё один не менее старый вид пассажирского транспорта нашего города. И конечно имеет свою, пусть не очень богатую, но всё же историю. Попробуем не спеша пройтись по страничкам истории Орловского такси..
__________«Краткая история орловского такси»__________
А с чего же начинался этот вид перевозок пассажиров. Пожалуй к прототипу нашего современного такси смело можно отнести — извозчиков.
Извозчик
Кто совсем не представляет, что это такое, напомню, что извозчик — это человек, имеющий собственную небольшую открытую пассажирскую повозку и запряженную в неё лошадку. Я могу позволить себе немного сравнить извозчика с современными таксистами-бамбилами. Наверное это из-за организации их работы. Много было общего. Да и в литературе представители этой древней профессии упоминаются довольно часто. Вот например в книге «Орёл вчера и сегодня», 2000 года издания, есть такая заметка:
«Вот что пишет о них В. А. Друцкий-Соколинский в "Записках русского дворянства": «Все они были владельцами старых потёртых пролёток без верха, все винтики и гайки которых звенели при каждом движении экипажа. Худые и старые лошади плелись ленивой рысцой. Возница [водитель — А.К.] почему-то сидел всегда боком на своих кОзлах, держа в одной руке кнут, а в другой обе вожжи, которыми немилосердно и ежесекундно дёргал свою клячу. Его когда-то синий, а от солнца совершенно серый армяк, имел бляху с его номером... Весь выезд был удивительно убог и невероятно ветх».
Теперь мы немного можем представить себе внешнее состояния этого, ушедшего в прошлое, вида городского транспорта.
И ещё немного из литературы. На этот раз из книги «Краеведческие записки» выпуск восьмой, 2010 года издания:
«Проехать по городу к тому или другому заведению можно было на извозчике или трамвае. Проезд на извозчике от железнодорожного вокзала в 1-ю часть города [Заводской район — К.А.] стоил 50 копеек, во вторую [Железнодорожный район — К.А.] - 40 копеек, а в 3-ю [Советский район — К.А.] - 60 копеек.»...
Профессия извозчика в том или ином виде, думаю, смело просуществовала в городе до Великой Отечественной войны.
«На место извозчиков пришли автомобили».
Как пишет С.А. Тархов (фонд музея ТТУ) в своих материалах по истории орловского трамвая первые автомобили появились в Орле в ноябре 1899 года, то есть на год позже после появления в нашем городе трамвая, а первый частный автомобиль для перевозки платных пассажиров стал курсировать по городу в июне 1909 года. Так рождался прообраз нынешнего орловского такси. Ну а далее, как мы знаем пришла революция, изменилась страна и наступили Советские времена, а с ними и муниципализация всех видов частной собственности.
Открытие такси в Орле
Недавно в книге "Весь город Орёл", 1993г/и были найдены следующие строки:
«... В 1939 году, на улицах города появился новый вид транспорта - автомобили-такси "М-1". ...»
Здесь явно имеются ввиду автомобили ГАЗ М-1 и отдельная специальная их модификация "ГАЗ М-1 такси". Эти автомобили были дополнены таксометром и имели соответствующую окраску. В книге, бывало и проскакивали небольшие ошибки, но думаю эта дата верна и этот год можно официально считать - годом появления такси в Орле.
В целом, о работе такси в довоенном Орле сведений не много. Кое-какая информация проскакивала в исторической справке по автобусному движению:
На 1 января 1938 г. Орловский автогужтрест имел транспортную базу в составе 87 единиц, в том числе автомашин грузовых 64, автобусов - 14, такси грузовых - 7, легковых такси - 2 и 122 лошади.
На 1 октября 1938г. транспортная база Орловского автогужтреста значительно увеличилась и составляла 138 единиц: 80 грузовых автомашин, 44 автобуса, 11 грузовых такси, 3 легковых такси.
В городских адресно-телефонных справочниках за 1930, 1940-е годы о такси напрямую ничего не упоминается. Известно лишь, что в 1950 году легковое и грузовое такси находилось в ведении автотранспортной конторы (АТК), которая занималась автобусными перевозками. Работали такси в 2 смены: с 7.00 до 16.00 и с 16.00 до часу ночи.
1955 - Таксомоторный парк Орловской автотранспортной конторы постоянно пополняется новыми легковыми комфортабельными автомашинами. Несколько месяцев назад было получено пять легковых такси «Победа». Недавно на улицах Орла появились пять таксомоторов «ЗиМ-12». На них работают лучшие водители автотранспортной конторы тт. Гезуля, Заболотский, Зинченко, Журавков, Федоров. «Орловская правда», 1955г.
19 января 1960 г. организовано таксомоторное хозяйство с дислокацией на территории: г.Орла, ул.Сталина,64 (Московская,64), именуемое - Орловское таксомоторное хозяйство Орловского областного автотранспортного треста (Приказ по Орловскому областному автотранспортному тресту № 20 от 19 января 1960 г.). Таксопарк переезжает с территории автопарка на эту отдельную территорию.
В начале 1970-х служба заказа такси получает тот, памятный не одному поколению горожан, телефонный номер — 5-30-10.
Работа таксомоторов тех лет на порядок отличалась от работы нынешних перевозчиков. Была одна единая диспетчерская для вызова машины. Для стоянок такси в городе были отведены специальные площадки, где таксисты и ждали своих пассажиров. Оплата была строго по счётчику. На панели управления автомобиля был установлен механический счётчик. Когда пассажир садился в такси для поездки, водитель включал этот счётчик и он начинал отматывать время, потраченное на всю поездку. Итог подсчитывался в конце. Была установлена определённая такса: например 1 мин. стоила N копеек. Сколько минут намотал счётчик — столько заплатил и пассажир по таксе.
В газетах 1970-х - 80-х годов часто писали и о проблемах муниципального такси (наряду со статьями о общественном пассажирском транспорте). В основном они адресовались водителям. Их грубость, хамство, а иногда даже и самопроизвол были знакомы большинству пассажиров Орла. Об этом они и пытались известить общественность печатая в газетах фамилии таких водителей и госномера их машин.
В 1970 году - Орёл был выбран городом, в котором НИИАТ испытывала автомобиль модели "Москвич-412" в качестве такси. Напомним, что основным автомобилем такси на то время в провинциальных городах был ГАЗ-21 "Волга".
В 1979 году - Воронежским филиалом института Гипроавтотранс разрабатывается проект строительства в Орле нового АТП на 400 автомобилей-такси с закрытой стоянкой.
Объект был закончен постройкой к середине 1980-х годов по адресу: Орёл, пер. Керамический, 7. Таксопарк переезжает на эту новую территорию с Московской улицы.
1987 год, 1 июня. На улицах Орла впервые появились частные машины такси. Об этом было сообщено в газетной статье напечатанной по этому поводу. Разрешение на эту деятельность выдавалось владельцу автомобиля исполкомом районного или городского Совета народных депутатов по месту его постоянного жительства. Плата бралась согласно устанавливаемого тарифа - 20 коп. за посадку и 20 коп. за каждый километр в пути.
1990 год. В ПАТП-2 складывается весьма тяжёлая ситуация, касающаяся слабого руководства над таксистами и резкое ухудшение их дисциплины. В этом же году таксисты самостоятельно выходят из подчинения "Орёлавтотранса". Как стали отмечать журналисты в газетных статьях - это отделение от организации монополиста ни к чему хорошему не привело. Из рук во плохо работала диспетчерская служба. Почувствовавшие волю таксисты зачастую произвольно отключали рации и сами искали себе наиболее выгодные рейсы. Руководство таксопарка на эти проблемы реагировало вяло.
В середине 1990-х годах, после перестройки в стране и с образованием нового государства, в городе начинают появляться частные фирмы такси. Каждое уже имеет свой номер телефона для вызова. Каждая фирма имеет своё название, например: «Такси Блюз», «Такси Вояж», «77-77-77». Фирмы эти нельзя уже назвать таксопарком. Часто офисы арендуются на бывших орловских предприятиях, а автомобили просто стоят на территории. Обязательные городские стоянки для такси уходят в прошлое, их скопление теперь становится более хаотичное. Машины Государственного такси с жёлтыми шашечками и телефоном: 5-30-10 на борту постепенно исчезают с улиц города в середине 2000-х годов. Последними на них работали машины марки ГАЗ-24 «Волга».
В наши дни в городе работают множество частных фирм такси. По городу так же ездят очень много водителей-частников, ставящих на крыши своих личных автомобилей легко доступные в магазинах «фонари-шашечки». Ночью практически только они хозяйничают на улицах города. Давно работающие водители имеют по городу свои постоянные места парковки, где они ожидают клиентов. Иногда эти места могут быть "платными". Население таким образом пытается найти подработку на своих личных автомашинах в наше не лёгкое время безработицы. Цены на поездку сильно разнятся. Тут кто как договорится с водителем. В 2011 году от автовокзала до ж/д вокзала можно было доехать за 100 - 150 рублей.
Эх, я почему-то вспомнил извозчиков...
Небольшая хронология изменения названий орловского таксомоторного парка (по данным адресных справочников разных лет):
1963 - «Таксомоторное автохозяйство»; Московская, 64
1975 - «Автопредприятие №2 пассажирское»; Московская, 64
1984 - «Пассажирское автотранспортное предприятие №2»; Московская, 64
2004 - «Таксомотороне МУП»; пер. Керамический, 7
2007 - «Таксомотороне ОМУТП»; пер. Керамический, 7
В городском телефонном справочнике за 2009 год предприятия муниципального такси в списке не обозначено. По адресу пер. Керамический, 5 значится фирма частного такси - «Ока».
31 октября 2011 года - "Орловское муниципальное унитарное таксомоторное предприятие" было признано банкротом и ликвидировано.
июнь 2015 года - несколько попыток продать муниципальное имущество (территорию автопарка с постройками) на данное время ни к чему не привели. Административное здание и ремзона на территории неохраняемого бывшего таксопарка разграблены и заброшены.
_______________________________________________________________________________________________________________________
© Подготовил для данного сайта: Kиpeeв Aндpeй. 2011-2015г.
__________«Фотографии»__________
Орёл Фото из фондов музея ПАТП-1 города Орёл. 1952 Просмотров: 682 / Комментариев: 0 |
|
Орёл Новые автомобили для таксопарка. "Орловская правда" 1955 Просмотров: 1534 / Комментариев: 3 |
|
Стоянка такси у вокзала. Дата не известна © [Музей] Просмотров: 889 / Комментариев: 0 |
|
Выезд из таксопарка на линию. Дата не известна © [Музей] Просмотров: 945 / Комментариев: 10 |
|
Таксометр © [Музей] Просмотров: 825 / Комментариев: 1 |
|
Диспетчерская таксомоторного парка. Фото из фондов музея ПАТП-1 города Орёл. Дата не известна © [Музей] Просмотров: 799 / Комментариев: 0 |
|
Привокзальная площадь Диспетчерская такси у вокзала. Газетное фото. Автор: В.Чарпо. Прислал: Киреев Андрей 09.1990 Просмотров: 903 / Комментариев: 0 |
|
Площадь Мира. Автомашина ГАЗ-24-11 муниципального таксопарка. Конец 1990-х годов. Прислал: Киреев Андрей © [Неизвестен] Просмотров: 1250 / Комментариев: 25 |
|
Объявление о услугах, оказываемых муниципальным таксопарком 2004 Просмотров: 832 / Комментариев: 0 |
Фотографий на странице: 9