Тема пассажирских перевозок по-прежнему остается актуальной и обсуждаемой. «Орловская городская» возвращается к теме транспортной ситуации в Орле.Что имеемСейчас в Орле около 60 официально утвержденных маршрутов, на которых по муниципальным договорам работают около 420 автобусов. Председатель комитета транспорта и связи Орла Виталий Гришаков убежден, что вместе с электротран спортом они способны полностью закрыть реальную потребность в муниципальных пассажирских перевозках.
Новая тенденцияМежду тем перспективы рынка пассажирского транспорта в Орле не так радужны, как представлялось в момент проведения первого конкурса перевозчиков в 2012 году. Основная проблема, которой не было ранее, заключается в потере интереса со стороны перевозчиков к официальной работе в этой сфере. Администрация города регулярно расторгает договоры – из-за неисполнения договорных условий либо по инициативе самих перевозчиков, считающих маршрут нерентабельным. Освобождающиеся графики вновь выставляются на конкурс. Однако на 42 лота последнего по времени конкурса было подано всего 15 заявок. Перевозчики говорят, что невыгодно.
Если тенденция продолжится, то на маршрутах будет работать вдвое-втрое меньше автобусов и только в часы пик. Уже сейчас без обслуживания остались, к примеру, маршруты № 53, 14, 7. Среди маршрутов, остающихся пока рентабельными, – № 47, 31, 37, поэтому здесь новые автобусы, речевые информаторы, чистые салоны. Как говорит Виталий Гришаков, зайдя в автобус, можно понять сразу, дорожит ли маршрутом перевозчик. И таких маршрутов, как показывает практика, не много.
Нелегалы начинают и выигрывают
За последнее время 19 пред принимателей ушли с городского рынка пассажирских перевозок. Оставшиеся жалуются на кадровый голод: мол, уже и на высокорентабельные маршруты найти водителя непросто. Конкуренция со стороны нелегалов большая, заработки падают, условия труда тяжелые. Нужно колесить по городу с пяти утра до позднего вечера: то обгон, то пробка — постоянный стресс, при этом за спиной у водителя два-три десятка чьих-то жизней. Кроме того, нужно проходить ежедневный осмотр, соблюдать график работы, ставить автобус на охраняемую стоянку.
Многие уезжают работать в другие регионы, особенно в Москву и Подмосковье. Там предпринимаются серьезные комплексные меры для повышения рентабельности пассажирских перевозок, идет «зачистка» нелегалов. А по Орлу тем временем гоняют более 300 пригородных маршруток, отнимая хлеб у городских водителей и сводя на нет все усилия городской власти по наведению порядка на рынке пассажирских перевозок.
Кредитный факторКак известно, вопрос о повышении тарифов для частных перевозчиков был снят с повестки сессии горсовета после протеста прокуратуры. Но сама проблема не исчезла.
Все знают, что перевозчики шли на конкурс в 2012 году с прицелом на работу в течение трех лет. Многие закупили в кредит новую технику. За это время значительно увеличилась затратная часть: с 1 января 2013 года они обязаны страховать пассажиров, немалых денег стоят приборы ГЛОНАСС, подросла налоговая база, стоимость ГСМ, ремонта и запчастей.
С другой стороны, пассажиропоток падает из-за роста личного транспорта. Поэтому специалисты утверждают: без повышения тарифов в сфере пассажирских перевозок проблемы будут только усугубляться.
Как навести порядокИтак, две главные проблемы — тарифы и оптимальное количество маршруток. В городском транспортном комитете отмечают, что тревожность ситуации признается и областными структурами. Сейчас областная маршрутная сеть оптимизируется с учетом существующих городских маршрутов, сокращается количество резервного транспорта. Это не мелочь: на пригородном маршруте, скажем, 10 машин основных и 15 резервных, но все 25 работают одновременно и, по существу, дублируют городской маршрут. В областном транспортном департаменте утверждают: после проведения конкурса на пригородные маршруты их работа будет жестко контролироваться. Окажется ли этого достаточно?
Во многих российских городах столкнулись с аналогичной проблемой и нашли решение — принципиально изменили транспортную схему. На всех въездах на городскую территорию строятся транспортные пересадочные узлы или филиалы автовокзала. Пригородные автобусы привозят пассажиров сюда, затем они пересаживаются в городские маршрутки. Опыт показывает: это помогает. Сокращается количество автобусов в городе, уменьшаются пробки. Практически все маршруты становятся рентабельными. Но такие кардинальные решения принимаются не на городском уровне.
О системе ГЛОНАСССистема оказалась весьма востребована, в частности, на социально значимых маршрутах: с начала мониторинга удалось сэкономить бюджетные средства на компенсациях за перевозку льготных пассажиров. Ведь компенсационные выплаты рассчитывают не по «головам» пассажиров с проездными билетами, а по числу рейсов в течение месяца. ГЛОНАСС четко показала, что фактическое количество рейсов меньше заявляемого перевозчиками, соответственно, уменьшились и компенсационные выплаты. Экономия составила около 2 млн бюджетных рублей.
Благодаря системе значительно упростился контроль за качеством обслуживания в целом. К примеру, участились жалобы жителей Веселой слободы на то, что автобусы маршрута № 23 игнорируют заездной карман на остановке «Роддом»: останавливаются прямо на трассе, а пассажиры так и остаются в остановочном павильоне. Все подтвердилось на экране монитора. Комитет по транспорту предъявил претензии перевозчику.
Контролируются выход автобусов на линию и завершение работы. Раньше о сбое на линии узнавали после звонков граждан, требовалось засвидетельствовать факт, принять меры. Сегодня, если автобус не выходит на линию в 7 часов утра, уже в 7.10 из администрации звонят перевозчику, узнают причину, требуют выпустить резервный транспорт. График работы службы ГЛОНАСС — с 7 до 23 часов — сделал претензионную работу более эффективной. Решив основные задачи, можно установить на остановках световые табло, где бегущей строкой будет проходить информация – через сколько минут автобус того или иного маршрута прибудет на место. Такие табло уже прекрасно зарекомендовали себя в некоторых регионах России.
http://orelgazeta.ru/article/akcent/chas-pik