ОРЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ
Неофициальный сайт общественного транспорта Орла и Орловской области

г. ОРЁЛ, История маршрутов: Трамвай, троллейбус

В этом разделе попробуем проследить все изменения маршрутов нашего общественного транспорта.
Маршруты трамвая, а это были два маршрута по котором открылось движение этого старейшего вида транспорта, по праву можно считать самыми старыми в городе Орле. Сложно конечно с 100-процентной достоверностью отследить всю эволюцию, все изменения и даты маршрутов, но пробовать обязательно надо. Благодаря различным документальным, газетным, фото материалам; по воспоминаниям участников данного и других исторических сайтов, я и попробую это сделать. С фотоматериалами конечно чуть беднее. Не в пример Курску и их музею в трамвайном депо, в нашем музее фотографий на порядок меньше. А они порой очень помогают узнать где и когда проходил тот или иной маршрут. Пожалуй легче всего будет с трамваем. Несмотря на то, что это, как уже упомянуто, один из самых старых видов нашего пассажирского транспорта, информации по нём предостаточно. Легко будет и с троллейбусом, маршрутная сеть которого, хоть раньше и постоянно развивалась, но данные тоже есть и многое мы помним сами. Огромную помощь оказала книга о истории орловского трамвая, написанная по материалам исторических исследований, проделанных известным транспортным историком-исследователем С. А. Тарховым к 100-летию Орловского трамвая, а так же сами документы хранящиеся в музее трамвайного депо.
А вот с автобусами будет сложнее. Всю информацию о их маршрутах приходится выискивать по крупинкам в совершенно различных, официальных и не очень, источниках. Каких-либо фундаментальных трудов по его истории не издавалось. Но с годами набралась информация и по ним.
Потихоньку начнём, а в процессе написания и в будущем информацию можно будет изменять или дополнять. Дело это не быстрое. К поискам информации о маршрутах добавляется сверка городских названий, которые менялись в зависимости от года. Всё это надо сверять и сопоставлять. Раздел будет пополняться информацией постепенно.
_______________________________________________________________________________________________________________________
Изменения и дополнения.
25.10.2015г. - отменён троллейбусный маршрут №3.
18.09.2013г. - добавлена новая информация по маршрутам: 3А и 3Б; 8к; дополнение к маршруту №7 за 1992-1994г.
03.12.2012г. - отменён троллейбусный маршрут №12.
16.04.2012г. - отменён троллейбусный маршрут №10.

**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************



ТРАМВАЙ
Первые два трамвайных маршрута, по праву можно считать самыми старыми в городе Орле. В дореволюционный период они не имели номерное обозначение, а только названия конечных пунктов указанные на маршрутных табличках. Таблички располагались на крыше с обеих сторон вагона. Ночью вагоны включали буферные фонари разных цветов, что и обозначало маршрут, по которому следует вагон.



№1 (открыт)
Ноябрь 1898 — май 1999
Б/н «Вокзал — Кадетский корпус»: Казармы драгунского черниговского полка — Московское шоссе — Московская — Ильинка — Мариинский мост — Гостиная — Кромская — Воскресенский пер. - Александровский мост — Болховская — Садовая — Свербеевский пер. - Кадетский корпус и Богоугодное заведение.

Май 1899 — июнь 1919
Б/н «Вокзал — Кадетский корпус»: Вокзал — Московское шоссе — Московская — Ильинка — Мариинский мост — Гостиная — Кромская — Воскресенский пер. - Александровский мост — Болховская — Садовая — Свербеевский пер. - Кадетский корпус и Богоугодное заведение. Маршрут немного продлён и вагоны стали доходить прямо до здания вокзала.

Июнь 1919 — май 1922
Трамвайного движения в городе нет.

Май 1922 - 1933
№1 «Вокзал — Губбольница»: Вокзал — Привокзальная — Московское шоссе - Московская — Красный мост — Гостиная — Кромская — Воскресенский пер. - Ленинский мост — Ленинская — Садовая — Ермолова — Губбольница.

1933 — июль 1938
№1 «Вокзал — Окр. больница»: Вокзал — Привокзальная — Московская — Красный мост — Кооперативная - К.Маркса пл.(Комсомольская) — Володарского пер. - Ленинский мост — Ленинская — Садовая — Пионерская - Окружная больница.

Июль 1938 — ноябрь 1939
№1 «Вокзал — Володарский пер.»: Вокзал — Привокзальная — Московская — Красный мост — Кооперативная — Володарский пер. Первый маршрут ширококолейного трамвая. Кольцо "Володарский пер." огибало квартал, где расположены современные здания театра "Свободное прастранство" и корпус университета. У вокзала был устроен временный треугольник.

Ноябрь 1939 — октябрь 1941
№1 «Вокзал — Монастырка»: Вокзал — Привокзальная — Московская — Красный мост — Кооперативная — К.Маркса пл.(Комсомольская) — Володарский пер. - Ленинский мост — Ленинская — М.Горького. Кольцо "Монастырка" распологалось возле правого крыла нынешнего дома №42 по ул. Горького. Заменено троллейбусным в 1973 году. В середине 2000-х годов последнее убрано.

Октябрь 1941 — ноябрь 1943
Трамвайного движения в городе нет.

Ноябрь 1943 — июнь 1945
№1 «Вокзал — Володарский пер.»: Вокзал — Привокзальная — Московская — Красный мост — Маяковского — Володарский пер.

Июнь 1945 — декабрь 1961
№1 «Вокзал — Улица Максима Горького»: Вокзал — Привокзальная — Московская — Красный мост — Маяковского — К.Маркса пл.(Комсомольская) — Володарский пер. - Ленинский мост — Ленинская — М.Горького. Кольцо "Вокзал" находилось на современной Привокзальной площади, ближе к д/к и нынешней улице Орджоникидзе.

Январь - июль 1950
Из-за строительства капитального Красного моста взамен временного, движение по нему прекращалось. Маршрут №1 укорочен от вокзала до сквера Танкистов с устройством там съезда между путями.

Май 1953 — декабрь 1954
Маршрут закрыт из-за строительства нового Ленинского моста взамен временного послевоенного.

декабрь 1961 — апрель 1962
№1 «Вокзал — Улица Максима Горького»: Вокзал — Привокзальная — Грузовая — Емельяна Пугачёва — Старо-Московская — Пушкина — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса(Комсомольская) — Володарский пер. - Ленинский мост — Ленинская — Горького.

апрель 1962 — июль 1979
Маршрута нет.

Июль 1979 — 1991
№1 «Вокзал — Завод Дормаш»: Вокзал — Привокзальная — Грузовая — Емельяна Пугачёва — Старо-Московская — Пушкина — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. - Сакко и Ванцетти — Карачевский пер. - Гоголя - Карачевское ш. - Комсомольская — Кромское ш. По этому маршруту пущены первые прибывшие вагоны Татра-Т3.

1991 — 10.2013
№1 «Вокзал — Завод Дормаш»: Вокзал — Привокзальная — Грузовая — Емельяна Пугачёва — Старо-Московская — Пушкина - Мира пл.— Красный мост — Гостиная - Карачевская — Карачевский пер. - Гоголя - Карачевское ш. - Комсомольская — Кромское ш. Здесь от предыдущего списка изменились только названия улиц.

1996
Маршрут не работает окало года, до 1 августа, когда был отменён маршрут №2 и вместо него введён №1.

10.2013 - до настоящего времени
№1 «Вокзал — ТМК Гринн»: Вокзал — Привокзальная — Грузовая — Емельяна Пугачёва — Старо-Московская — Пушкина - Мира пл.— Красный мост — Гостиная - Карачевская — Карачевский пер. - Гоголя - Карачевское ш. - Комсомольская — Кромское ш.
05.10.2013 г. - маршрут продлён дальше по Кромскому шоссе до нового кольца.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№2 (закрыт)
Ноябрь 1898 — май 1999
Б/н «Новосильская улица — Кромская площадь»: Склады госпожи Авдеевой — Новосильская — Ильинка — Мариинский мост — Гостиная — Кромская — Кромская пл. Линия на Новосильской улице была одноколейной с несколькими разъездами.

Май 1899 — июнь 1919
Б/н «Новосильская улица — Кромская площадь»: Новосильская (ж/д переезд) — Ильинка — Мариинский мост — Гостиная — Кромская — Кромская пл. Маршрут на Новосильской ул. немного продлён и вагоны стали доходить до товарной ж/д станции.

Июнь 1919 — май 1922
Трамвайного движения в городе нет.

Май 1922 — октябрь 1925
№2 «Новосильская улица — Кромская площадь»: Новосильская — Красный мост — Гостиная — Кромская — Кромская пл.

Октябрь 1925 — лето 1933
№2 «Вокзал — Стрелецкая слобода»: Вокзал — Привокзальная — Московское ш. — Московская — Красный мост — Кооперативная — Комсомольская — Карла Либкнехта пл. — Кромское ш. — Застава. Маршрут продлён на юг по новой одноколейной линии по Стрелецкой слободе до заставы. Линия шла по обочине шоссе. С другой стороны маршрут перенесён на вокзал. Линия по Новосильской выделилась в отдельный маршрут.

Лето 1933 - 1938
№2 «Володарский переулок — Кирпичный завод»: Володарский пер. — Комсомольская — Карла Либкнехта пл. — Комсомольская — Кирпичный завод. Маршрут ещё немного продлили на юг и линия стала доходить чуть дальше Кирпичного завода, до района Ботаники. С другой стороны его наоборот укоротили до переулка им. Володарского.

Октябрь 1936
Уложена вторая колея на линии в Стрелецкой слоболе.

Апрель 1938 — ноябрь 1939
№2 «1-я советская больница — Кирпичный завод»: Больница — Пионерская — М.Горького — Ленинская — Володарский пер. — Комсомольская. Маршрут меняется из-за начала перешивки трамвая на широкую колею.

Ноябрь 1939 — октябрь 1941
№2 «Володарский переулок — Кирпичный завод»: Володарский пер. — Комсомольская. Перешивка на широкую колею продолжалась.

Октябрь 1941 — август 1949
Маршрута нет после уничтожения трамвайной системы в военный период.

Август 1949 — декабрь 1961
№2 «Вокзал — Кирпичный завод»: Вокзал — Привокзальная — Сталина — Красный мост — Сталина(Гостиная) — К.Маркса пл.(Комсомольская) — Володарский пер. — Сакко и Ванцетти — МОПРа — Комсомольская — Кирпичный завод.

Январь - июль 1950
Из-за строительства капитального Красного моста взамен временного, движение по нему прекращалось. Маршрут №2 укорочен от Кирпичного завода до Володарского пер. с оборотом вокруг квартала театра и училища. На Щепной пл. оборудовано небольшое временное депо.

Декабрь 1961 — ноябрь 1962
№2 «Вокзал — Кирпичный завод»: Вокзал — Привокзальная — Грузовая — Емельяна Пугачёва -— Старо-Московская — Пушкина — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл.(Комсомольская) — Володарский пер. - Сакко и Ванцетти - МОПРа — Комсомольская — Кирпичный завод. Изменена трасса маршрута.

Ноябрь 1962 — 1964
№2 «Вокзал — Завод Дормаш»: Вокзал — Привокзальная — Грузовая — Емельяна Пугачёва — Старо-Московская — Пушкина — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл.(Комсомольская) — Володарский пер. - Сакко и Ванцетти - МОПРа — Комсомольская — Кромское ш. Маршрут продлён с устройством нового кольца сразу за мостом под ж/д линией Орёл — Брянск.

1964 — ноябрь 1967
№2 «Вокзал — Завод Дормаш»: Вокзал — Привокзальная — Грузовая — Емельяна Пугачёва -— Старо-Московская — Пушкина — Красный мост — Московская — К.Маркса пл. — Сакко и Ванцетти - МОПРа — Комсомольская — Кромское ш. Небольшое изменение трассы маршрута в центре города.

Ноябрь 1967 — август 1971
№2 «Вокзал — Жилые дома Химмаша»: Вокзал — Привокзальная — Грузовая — Емельяна Пугачёва -— Старо-Московская — Пушкина — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Сакко и Ванцетти - МОПРа — Комсомольская — Кромское ш. — Машиностроительная. Маршрут продлён по Кромскому шоссе с поворотом вправо на Машиностроительную. Кольцо устроено примерно через 400 метров далее после поворота, в районе нынешнего здания училища.

Август 1971 — декабрь 1976
№2 «Вокзал — Жилые дома Химмаша»: Вокзал — Привокзальная — Грузовая — Емельяна Пугачёва -— Старо-Московская — Пушкина — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Сакко и Ванцетти — Карачевский пер. — Гоголя — Карачевское ш. — Комсомольская — Кромское ш. — Машиностроительная. Изменена трасса маршрута.

Декабрь 1976 — август 1996
№2 «Вокзал — Завод Химмаш»: Вокзал — Привокзальная — Грузовая — Емельяна Пугачёва -— Старо-Московская — Пушкина — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Сакко и Ванцетти — Карачевский пер. — Гоголя — Карачевское ш. — Комсомольская — Кромское ш. — Машиностроительная. Маршрут продлён далее по Машиностроительной улице от строящейся тогда железной дороги и бывшего кольца непосредственно до проходных завода.

Август 1996 — лето 2006
№2 «Вокзал — Завод Химмаш»: Вокзал — Привокзальная — Грузовая — Емельяна Пугачёва — Старо-Московская — Пушкина — Мира пл. — Красный мост — Гостиная — Карачевская — Карачевский пер. — Гоголя — Карачевское ш. — Комсомольская — Кромское ш. — Машиностроительная. Изменения в названии улиц. Официально маршрут отменён в 1996 году, но ещё десять лет вводился на период дачного сезона. После вагоны с маршрутом №2 исчезли с улиц города.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№3 (открыт)
Июнь 1903 — ноябрь 1904
Б/н «Кромская площадь — Горсад»: Кромская — Воскресенский пер. - Александровский мост — Болховская — Садовая. На Садовой улице перед поворотом на Свербеевский пер. был уложен съезд для оборота вагонов и перехода на другую колею.

Декабрь 1906 — июнь 1919
Б/н «Улица 2-Курская — Женский монастырь»: 2-Курская на всём протяжении. Вагоны (а чаще 1 вагон) ходили по одной колее от Новосильской улицы до ж/д выемки.

Сентябрь 1925 — октябрь 1941
№3 «Первомайская площадь — Новосильская улица»: Новосильская на всём протяжении. До этого эта линия была в составе длинного маршрута №2, но теперь выделилась в отдельный короткий маршрут №3.

1938
В связи с перешивкой трамвая на широкую колею и изменениями в маршрутной сети, маршрут на некоторое время продлевали до Володарского переулка.

Октябрь 1941 — август 1952
Маршрута нет после уничтожения трамвайной системы в военный период.

Август 1952 — июль 1953
№3 «Сквер Танкистов — Переулок Медведева»: Пушкинская. Открыто движение одиночных моторных двухсторонних вагонов по принцепу "челнок" по двум колеям.
В октябре маршрут продлили до Володарского переулка.

Июль 1953 — 1962
№3 «Володарский переулок — Улица Пушкина»: Володарский пер. - Сталина(Гостиная) — Красный мост — Пушкинская. Маршрут продлён от пер. Медведева до товарной ж/д станции.

1962 — 1964
№3 «Улица Максима Горького — Улица Пушкина»: М.Горького — Ленинская — Ленинский мост — Володарский пер. — К.Маркса пл.(Комсомольская) — Московская(Гостиная) — Красный мост — Пушкинская.

1964 — май 1973
№3 «Улица Максима Горького — Улица Пушкина»: Горького — Ленина — Ленинский мост — К.Маркса пл. - Московская(Гостиная) — Красный мост — Пушкинская. Небольшое изменение трассы маршрута в центре.

Май 1973 — декабрь 1976
№3 «Жилые дома Химмаша — Улица Пушкина»: Машиностроительная — Кромское ш. - Комсомольская — Карачевское ш. - Гоголя — Карачевский пер. - Сакко и Ванцетти — К.Маркса пл. - Московская(Гостиная) — Красный мост — Пушкинская.

Декабрь 1976 — 1991
№3 «Завод Химмаш — Улица Пушкина»: Машиностроительная — Кромское ш. - Комсомольская — Карачевское ш. - Гоголя — Карачевский пер. - Сакко и Ванцетти — К.Маркса пл. - Московская(Гостиная) — Красный мост — Пушкинская. Маршрут продлён далее по Машиностроительной улице от строящейся тогда железной дороги и старого кольца непосредственно до проходных завода.

1991 — до настоящего времени
№3 «Завод Химмаш — Улица Пушкина»: Машиностроительная — Кромское ш. - Комсомольская — Карачевское ш. - Гоголя — Карачевский пер. - Карачевская — Гостиная — Красный мост — Пушкинская. Здесь от предыдущего списка изменились только названия улиц.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№4 (открыт)
Ноябрь 1937 - октябрь 1941
№4 «Первомайская площадь - Рабочий городок»: Пушкинская - 2-Курская. В 1931 году восстановили линию по 2-Курской улице, которую закрыли ещё в годы революции. Тогда там ходили трамваи третьего по счёту маршрута. К открытию линии в 1937 году в городе уже было 3 маршрута и новый маршрут соответственно должен стать четвёртым. Но присваивали ли ему цифру официально, точно не известно.

1938
В связи с перешивкой трамвая на широкую колею и изменениями в маршрутной сети, маршрут на некоторое время продлевали до Володарского переулка.

Октябрь 1941 — июль 1953
Маршрута нет после уничтожения трамвайной системы в военный период.

Июль 1953 - конец 1950-х годов.
№4 «Улица Пушкина — Кирпичный завод»: Пушкинская — Красный мост — Сталина(Гостиная) — К.Маркса пл.(Комсомольская) — Володарский пер. - Сакко и Ванцетти — МОПРа — Комсомольская. Есть информация, что позже его укоротили до района Щепной площади, но было ли там кольцо, треугольник или просто съезд между путями, пока не известно.

Октябрь 1958 — декабрь 1961
№4 «Вокзал — Винзавод»: Привокзальная пл. - Привокзальная — Сталина — Старо-Московская — 1-Курская. На перекрёстке с Магазинной улицей был устроен разворотный треугольник.

Декабрь 1961 — декабрь 1967
№4 «Вокзал — Винзавод»: Привокзальная — Грузовая — Емельяна Пугачёва — Старо-Московская — 1-Курская. Изменение трассы маршрута.

Декабрь 1967 — до настоящего времени
№4 «Вокзал — Школа №35»: Привокзальная — Грузовая — Емельяна Пугачёва — Старо-Московская — 1-Курская. Маршрут удлинён.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№5 (закрыт)
Июнь 1965 — ноябрь 1967
№5 «Улица Максима Горького — Завод Дормаш»: М.Горького — Ленинская — Ленинский мост — Сакко и Ванцетти — МОПРа — Комсомольская — Кромское ш..

Ноябрь 1967 — август 1971
№5 «Улица Максима Горького — Жилые дома Химмаша»: М.Горького — Ленинская — Ленинский мост — Сакко и Ванцетти — МОПРа — Комсомольская — Кромское ш. - Машиностроительная. Маршрут продлён.

Август 1971 — май 1973
№5 «Улица Максима Горького — Жилые дома Химмаша»: М.Горького — Ленинская — Ленинский мост — Сакко и Ванцетти — Карачевский пер. - Гоголя — Карачевское ш. — Комсомольская — Кромское ш.
Изменена трасса маршрута.
Маршрут закрыт после снятия трамвайной линии в Советский район.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№6 (закрыт)
????
Проба «Улица Пушкина — Завод Дормаш»: Пушкина — Красный мост — Сакко и Ванцетти — МОПРа — Комсомольская — Кромское шоссе.
Упомянут в неофициальном источнике. Точная дата пуска не известна. Вероятно: конец 1960-х - начало 1970-х годов. Действовал очень не долго в виде одного вагона.


**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************



ТРОЛЛЕЙБУС
Проследить историю троллейбусных маршрутов, как и трамвайных, тоже будет не очень тяжело. Сохранилось много исторической документальной информации по ним. Так же помогли в прослеживании изменения их маршрутов собираемые автором различные газетные материалы, старые фотографии и адресные справочники разных лет. И в отличии от трамвая — история троллейбуса в Орле не столь длинная. Многое помниться по памяти. Отмечу, что больше всего вопросов возникало с маршрутом №1 (так как он у нас самый старый) и с маршрутом №7, который отмечается наибольшими изменениями пунктов назначения и трасс следования. Некоторые даты буду приводить приблизительно, так как не везде найдена точная информация. Не реализованные проекты тут пока описывать не будем.



№1 (открыт)
Октябрь 1968 — февраль 1970
№1 «Микрорайон — Комсомольская площадь»: Московское ш. — Московская — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская. Первая троллейбусная линия от депо в микрорайоне до центра города. Открыта 29 октября.

Февраль 1970 — декабрь 1971
№1 «СПЗ — Комсомольская площадь»: Раздольная — Металлургов — Московское ш. — Московская — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская. Линия продлена до проходных сталепрокатного завода.

Декабрь 1971 — 1980
№1 «СПЗ — Автовокзал»: Раздольная — Металлургов — Московское ш. — Московская — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская. Линия продлена до автовокзала. 1980 год взят немного условно.

1980 — 1985 (или конец 80-х)
№1 «СПЗ — 1-Посадская улица»: Раздольная — Металлургов — Московское ш. — Московская — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — 1-Посадская.
Обе эти даты взяты немного условно, потому как, точных сведений об этом изменении маршрута пока не найдено. Были лишь фотографии в этот временной промежуток, где на табличках троллейбусов был указан такой маршрут. Возможно "единичку" урезали после 1980 года, когда открыли новую линию по Наугорскому шоссе и часть машин с "первого" пришлось снять на новые открытые маршруты.
В 1980 в новом тогда подземном переходе у автовокзала маршрута №1 нет на информационных табличках для пешеходов. До Посадской маршрут указан на карте города от 1985 года. А на типовой салонной схеме принятой в 1985 году он уже указан до автовокзала. Хотя и возможно, что указан он там был формально и маршрут был коротким до конца 80-х годов.

1985 — ноябрь 2001
№1 «СПЗ — Автовокзал»: Раздольная — Металлургов — Московское ш. — Московская — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская.

Ноябрь 2001 — до настоящего времени
№1 «Санаторий Лесной — Автовокзал»: Раздольная — Металлургов — Московское ш. — Московская — Мира пл. — Красный мост — Гостиная — К.Маркса пл. — Комсомольская. Маршрут немного сокращён и не стал доходить до завода.
_______________________________________________________________________________________________________________________

(закрыт)
Начало 2000-х — 2009
№1к «Северный рынок — Автовокзал»: Рощинская [к рынку по ул. Металлургов, Раздольной и Рощинской] — Московское ш. — Московская — Мира пл. — Красный мост — Гостиная — К.Маркса пл. — Комсомольская.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№2 (закрыт)
Арпель 1969 — ноябрь 1971
№2 «Вокзал — Комсомольская площадь»: Привокзальная [к вокзалу по ул. Орджоникидзе] — Московская — Красный мост — Московская (Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская.

Ноябрь 1971 — конец 1980-х
№2 «Вокзал — Автовокзал»: Привокзальная (к вокзалу по ул. Орджоникидзе) — Московская — Красный мост — Московская (Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская. Продлён до автовокзала. Отменён в середине или конце 80-х годов. Точную дату пока не установили.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№3 (закрыт)
Ноябрь 1972 — январь 1974
№3 «Вокзал — Больница им. Семашко»: Привокзальная [к вокзалу по Орджоникидзе] — Московская — Красный мост — Московская (Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Тургенева — Октябрьская — Приборостроительная.

Январь 1974 — 1975
№3 «Вокзал — Больница им. Семашко»: Привокзальная [к вокзалу по Орджоникидзе] — Московская — Красный мост — Московская (Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Тургенева — Октябрьская — Приборостроительная — больница [обратно к вокзалу по ул. Медицинская — Лескова — Тургенева и к Тургеневскому мосту]. Введено одностороннее движение в по большому кольцу в Советском районе.

1975 — конец 1980-х
№3 «Вокзал — Больница им. Семашко»: Привокзальная [к вокзалу по Орджоникидзе] — Московская — Красный мост — Московская (Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — Полесская — Октябрьская — Приборостроительная — больница [обратно к вокзалу по ул. Медицинская — Лескова — Тургенева и к Тургеневскому мосту]. Введено одностороннее движение по улицам Тургенева и Полесской.

Конец 1980-х — октябрь 2015
№3 «Вокзал — Больница им. Семашко»: Орджоникидзе (к вокзалу по Привокзальной) — Московская — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Марска пл. — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — Полесская — Лескова — Матвеева — больница [обратно по ул. Приборостроительная — Октябрьской — Тургенева и к Тургеневскому мосту]. Изменено направление движения по улицам с односторонним движением маршрута; у вокзала и в Советском районе

Закрыт 25.10.2015 г. В последний год существовал в виде выпуска одной-двух машин в выходные дни.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№3А и 3Б (закрыты)
1982 - 1983
Кольцевые маршруты в разные стороны.
№3А и 3Б «Кольцевые»: Герцена — Московская — Красный мост — К.Маркса пл. — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская [обратно по Тургенева] — Октябрьская — Пионерская [обратно по Красноармейской] — Горького — Октябрьский мост — Герцена

Информацией о этих маршрутах поделился пользователь данного сайта - MEG
_______________________________________________________________________________________________________________________

№4 (открыт)
Ноябрь 1972 — январь 1974
№4 «Автовокзал — Больница им. Семашко»: Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Тургенева — Октябрьская — Приборостроительная.

Январь 1974 — 1975
№4 «Автовокзал — Больница им. Семашко»: Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Тургенева — Лескова — Медицинская — больница [обратно к вокзалу по ул. Приборостроительной — Октябрьской — Тургенева и к Тургеневскому мосту]. Введено одностороннее движение в по большому кольцу в Советском районе.

1975 — конец 1980-х
№4 «Автовокзал — Больница им. Семашко»: Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — Полесская — Лескова — Медицинская — больница [обратно к вокзалу по ул. Приборостроительной — Октябрьской — Тургенева и к Тургеневскому мосту]. Введено одностороннее движение по улицам Тургенева и Полесской.

Конец 1980-х — до настоящего времени
№4 «Автовокзал — Больница им. Семашко»: Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — Полесская — Октябрьская — Приборостроительная — больница [обратно к вокзалу по ул. Матвеева — Лескова — Тургенева и к Тургеневскому мосту]. Изменено направление движения по улицам с односторонним движением маршрута в Советском районе.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№5 (открыт)
Июнь 1973 — 1975
№5 «Вокзал — Улица Горького»: Привокзальная [к вокзалу по Орджоникидзе] — Московская — Красный мост — Московская (Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Тургенева — Октябрьская — Пионерская [обратно по ул. Гуртьева] — Горького — кольцо у развилки с улицей 8-марта.

1975 - ноябрь 1977
№5 «Вокзал — Улица Горького»: Привокзальная [к вокзалу по Орджоникидзе] — Московская — Красный мост — Московская (Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская [обратно по Тургенева] — Октябрьская — Пионерская [обратно по ул. Гуртьева] — Горького — кольцо у развилки с улицей 8-марта. Введено одностороннее движение по улицам Тургенева и Полесской.

Ноябрь 1977 — август 1980
№5 «Вокзал — Больница им. Семашко»: Привокзальная [к вокзалу по Орджоникидзе] — Московская — Герцена — Октябрьский мост — 60-летия Октября — Горького — Гуртьева [обратно по Пионерской] — Октябрьская — Приборостроительная.

Август 1980 — конец 1980-х
№5 «Вокзал — Наугорское шоссе»: Привокзальная [к вокзалу по Орджоникидзе] — Московская — Герцена — Октябрьский мост — 60-летия Октября — Горького — Разградская [обратно по Пионерской] — Октябрьская — Приборостроительная — Медицинская — Лескова — Наугорское ш.

Конец 1980-х — до настоящего времени
№5 «Вокзал — Наугорское шоссе»: Орджоникидзе [к вокзалу по Привокзальной] — Московская — Герцена — Октябрьский мост — 60-летия Октября — Горького — Разградская [обратно по Пионерской] — Октябрьская — Приборостроительная — Медицинская — Лескова — Наугорское ш. Изменено направление движения по одностороннему кольцу у вокзала.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№6 (открыт)
Июнь 1973 — ноябрь 1975
№6 «Автовокзал — Улица Горького»: Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Тургенева — Октябрьская — Пионерская [обратно по ул. Гуртьева] — Горького — кольцо у развилки с улицей 8-марта.

Ноябрь 1975 — апрель 1980
№6 «Автоаокзал — Улица Горького»: Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская [обратно по Тургенева] — Октябрьская — Пионерская [обратно по ул. Гуртьева] — Горького . Линия продлена по улице Горького до её конца. Введено одностороннее движение по улицам Тургенева и Полесской.

Апрель 1980 — до настоящего времени
№6 «Автоаокзал — Улица Горького»: Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская [обратно по Тургенева] — Октябрьская — Пионерская [обратно по ул. Красноармейская] — Горького. Небольшое изменение трассы маршрута.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№7 (закрыт)
1977
№7 «Завод Текмаш — СПЗ»: Московская — Московское ш. — Металлургов — Раздольная. Впервые найден по такому интересному маршруту в адресном справочнике города Орла изданном в 1977 году.

1978 — середина 1980-х
№7 «Автовокзал — Микрорайон»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. Обозначен на типовой салонной схеме 1978 года в таком виде. На схеме 1985 года маршрут не обозначен. Существовал ли он в те годы, может быть исчезал на время — точно не известно.

1991
№7 «Автовокзал — Микрорайон»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. В интернете была найдена фотография на которой был замечен троллейбус с табличкой седьмого маршрута.

1992 — апрель 1994
Интересная информация о седьмом маршруте попалась в газете за 16.10.1993 из беседе с начальником троллейбусного депо: -"Жители и гости города уже знают, что к существующим линиям несколько месяцев назад добавилась ещё одна: в выходные дни к вещевому рынку на стадионе через мост им. 60-летия Октября напрямую к улице Октябрьской идут троллейбусы 7-го маршрута, что значительно ослабило напряженность на линии".

И вот такой, более подробной, информацией относительно данного маршрута поделился пользователь нашего сайта - MEG
№7 «Микрорайон — Стадион им. Ленина»: Московское ш. — Московская — Герцена — Октябрьский мост — 60-летия Октября — Октябрьская — Приборостроительная — Лескова [обратно от стадиона по улицам: Тургеневская — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — К.Маркса пл. — Красный мост — Мира пл. — Московская и далее к микрорайону]

Апрель 1994 — октябрь 1997
№7 «Стадион им. Ленина — Микрорайон»: Тургенева [к стадиону по улицам Брестской, Полесской, Лескова] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — К.Маркса пл. — Гостиная — Красный мост — Мира пл. — Московская — Московское ш.

Октябрь 1997 — май 2009
№7 «Стадион им. Ленина — Северный рынок»: Тургенева [к стадиону по улицам Брестской, Полесской, Лескова] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — К.Маркса пл. — Гостиная — Красный мост — Мира пл. — Московская — Московское ш. — Металлургов — Раздольная — Рощинская — рынок [обратно сразу на Московское ш.]. Закрыт в мае 2009 года.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№8к (закрыт)
середина 1980-х
№8к «Южные переулок — Стадион им. Ленина»: Южный пер. — Тульская [обратно по Паровозной] — Московское ш. — Московская — Красный мост — Московская (Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — Полесская — Лескова [обратно по Тургенева]. Маршрут существовал не долго.
Информацией относительно данного маршрута поделился пользователь нашего сайта - MEG
_______________________________________________________________________________________________________________________

№8 (открыт)
1977
№8 «Завод Текмаш — Микрорайон»: Московская — Московское ш. Найден автором по такому интересному маршруту в адресном справочнике города Орла изданном в 1977 году. Возможно, был временным или экспериментальным, дабы хоть как-то помочь разгрузить очень трудную ситуацию с транспортной связью центра города и удалённого микрорайона. Восьмой маршрут отсутствует в типовой салонное схеме от 1978 года.

Май 1985 — до настоящего времени
№8 «Южные переулок — Наугорское шоссе»: Южный пер. — Тульская [обратно по Паровозной] — Московское ш. — Московская — Красный мост — Московская (Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — Полесская [обратно по Тургенева] — Лескова — Наугорское ш.

С 20.01.2016 по 27.02.2016 выпуск на маршрут не осуществлялся. С 27 числа осуществляется выпуск в виде одной машины.

_______________________________________________________________________________________________________________________

№9 (закрыт)
Начало 2002 — 09.2013
№9 «Микрорайон — СПЗ»: Металлургов — Раздольная. До конца 2001 года это была часть длинного маршрута №1. После его укорачивания был выделен самостоятельный короткий маршрут №9.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№10 (закрыт)
Апрель 2003 — май 2003
№10 «Санаторий Лесной — Больница им. Семашко»: Раздольная — Металлургов — Московское ш. — Московская — Герцена — 60-летия Октября [обратно по Пионерской — Горького] — Октябрьская — Приборостроительная. Благодаря записи, которая сохранилась у автора в небольшой тетрадке, теперь можно установить, что маршрут открыли 21 апреля, а закрыли через месяц эксплуатации. Первое время ездил б/н, позже были замечены таблички с цифрой 10 нарисованной от руки.

Май 2004 — до настоящего времени
№10 «Автовокзал — Южный переулок»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Гостиная — Красный мост — Мира пл. — Московская — Московское ш. — Паровозная [обратно по Южному пер. и Тульской]. Благодаря той же тетрадке установим, что маршруты 10 — 12 открыли 5 мая 2004 года.

Май 2009
Почти на год маршрут №10 пропал у улиц города. После восстановлен по прежнему маршруту.

16 апреля 2012
Маршрут отменён.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№11 (закрыт)
Май 2004 - июль 2004
№б/н «Санаторий Лесной — Южный переулок»: Раздольная — Металлургов — Московское ш - Московская — оборот по кольцу Текмаш — Московская — Паровозная [обратно по Южному пер. - Тульской с выходим на Московское ш и сразу в сторону санатория Лесной]. Первое время ездил б/н, позже были замечены таблички с цифрой 11 нарисованной от руки. И сначало в сторону переулка Южного он делал заезд на кольцо Текмаш. После, последнее признали небезопасным в плане ПДД и троллейбус на несколько дней стал следовать до 1-Посадской, а после до автовокзала. От этого маршрут стал выглядеть примерно так: «Санаторий Лесной — Автовокзал», обратно «Автовокзал — Южный переулок — Санаторий Лесной». Такой вот запутанный он получился. Отменён в этом же году.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№12 (закрыт)
Май 2004 — декабрь 2012
№12 «Автовокзал — Технический университет (Наугорское шоссе): Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — Полесская [обратно по Тургенева] — Лескова — Наугорское ш.
Отменён.
_______________________________________________________________________________________________________________________

**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************


Старое название — современное название:
Болховская ул. - Ленинская ул.
Володарский пер. - Воскресенский пер.
Губбольница (Губернская больница) — Областная больница
Ермолова ул. - Пионерская ул.
Застава в Стрелецкой слободе - Комсомольская в районе автовокзала.
Ильинка — Сквер танкистов
Карла Либкнехта пл. - Комсомольская пл.
Казармы драгунского полка — район завода Текмаш
Кромская ул. - Комсомольская ул.
Кромская пл. - Комсомольская пл.
Кооперативная ул. - Гостиная ул.
Кирпичный завод №8 - Комсомольская в районе домов 272-288
Мариинский мост — Красный мост
Маяковского ул. - Гостиная ул.
Медицинская ул. - Матвеева ул.
Монастырка — бывшее кольцо на улице Горького в районе дома 42.
Новосильская ул. - Пушкина ул.
Победы пл. - Ленина пл.
Разградская - Красноармейская.
Рабочий пер. - 5-Августа ул.
Садовая ул. - Горького ул.
Сакко и Ванцетти ул. - Карачевская ул.
Свербеевский пер. - Пионерская ул.
Склады госпожи Авдеевой - Пушкина ул., в районе улицы Ляшко
Стрелецкая слобода - вдоль Комсомольской улицы от ул. МОПРа и дальше.
*
По улице Емельяна Пугачёва трамвайная линия идёт совсем чуть-чуть. Этот её отрезок по сути продолжение Грузовой улицы в районе современной площади Юности и остановки в центр "Завод Медведева".
*
Гостиная улица (торговые ряды) в разные годы носила названия или была в составе улиц: Кооперативная, Маяковского, Сталина, Московская.
*
Названия улиц даны по первой (левой) дате столбцов.
*
Слово "улица" в описании трасс маршрутов, для упрощения чтения текста, не пишется.
*
maps.google.ru карта города

_______________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________
Статью подготовил: Kиpeeв Aндpeй. 2011-2013г.
© Данный материал опубликован авторами сайта только на этом сайте.

Фотографий на странице: 0