ОРЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ
Неофициальный сайт общественного транспорта Орла и Орловской области

г. ОРЁЛ, История различных видов транспорта: Автобусы: ч. 1

_______________________________________________________________________________________________________________________
Материал в 3-х частях.
В первой части, ниже, в полном объёме приведён документ об автобусном движении в Орле, хранящийся в фондах музея ПАТП-1 города Орла. Составлен сотрудниками ГАОО.

_______________________________________________________________________________________________________________________


Автобусы городские. 1934 - 1970г.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ АВТОБУСНОМ ДВИЖЕНИИ В ОРЛЕ.
Первое двадцатилетие.
В июне 1934 г. Центрально-Черноземная область была разделена на две области Воронежскую и Курскую.(I) В Курскую область вошли районы прежних Орловского и Курского округов и часть Елецкого округа. Город Курск стал областным центром.
В документах Курского облгосархива в архивном фонде "Курской областной плановой комиссии" имеются сведения об организации автобусного движения в Орте в "объяснительной записке к плану на 2 пятилетку по жилищно-коммунальному хозяйству Курской области". В этом документе указывается, что "автобусы появились на улицах Курска и Орла лишь в конце 1934г. В Орле имеется только два автобуса".(2) Более подробный и конкретный документ обнаружен в Орловском госархиве в "основных положениях реконструкции и расширения коммунального пассажирского транспорта в Орле" за октябрь 1935г.(3) В пояснительной записке к "основным положениям..." говорится об открытии автобусного движения в Орле в середине ноября 1934г. В составе двух автобусов типа ГАЗ-а по 16 мест каждый. Движение автобусов было организовано и осуществлялось по двум маршрутам. Маршрут № 1: Вокзал - Привокзальная улица - Московская улица - Кооперативная улица - Комсомольская улица - Володарский переулок - Ленинская ул. - Садовая ул. - до улицы 2-й Коммуны. Длина этого маршрута составляла около 7,5 километра.
Второй маршрут также начинался от Вокзала затем по Привокзальной ул. - Московской ул. - Кооперативной ул. - Володарскому переулку - ул.Сакко и Ванцетти до конца этой улицы. Протяженность второго маршрута составляла 7,2 километра. Автобусы находились в ведении трамвайного треста и размещались в здании трамвайных мастерских.
6 декабря 1934г. в "Орловской правде" была напечатана заметка об автобусах в Орле,(4) в которой отмечалось, что две линии трамвая, имеющиеся в городе давно уже не удовлетворяют потребности в городском транспорте и введенное по решению горсовета автобусное движение своевременное и необходимое. В заметке указывалось, что автобусов в городе два и установленная в них управлением трамвая плата за проезд втрое дороже, чем в трамвае, из-за чего пока они ходят полупустыми. Сведения о работе автобусов в Орле за первое полугодие 1935г. свидетельствуют уже о положительных моментах эксплуатации этого вида транспорта.
Так, за январь-июнь 1935 г. было перевезено 91380 пассажиров двумя автобусами, сделано автобусо-километров 56490, эксплуатационная скорость около 13 км/час, себестоимость машино-км около 90 коп., тариф 50 - 50 и 60 коп (в зависимости от расстояния).
7 декабря 1937г. постановлением № 173 Оргкомитета ВЦИК по Орловской области был образован Орловский областной трест автомобильно-гужевых перевозок транспортно-эксплуатационного и складского дела с сокращенным названием Орловский областной автогужевой трест или "Орелтранс".(6).
Трест образовывался для выполнения в пределах Орловской области автогужевых перевозок, связанных с подвозом и вывозом грузов со станций железных дорог и пристаней, грузовых перевозок и связанных с ними экспедиционных и товаро-складочных операций, а также перевозе пассажиров в городах и на трактах областного и местного значения.
Орловский областной автогужевой трест "Орелтранс" состоял в ведении Орловского облкомхоза и имел отделения (конторы) в Орле, Брянске, Клинцах, Карачеве, Дятькове, Ельце.
В число основных направлений деятельности треста вошла "организация пассажирских перевозок в автобусах в городах, на междугородных линиях и трактах области".
Постановлением № 1415 Оргкомитета ВЦИК по Орловской области от 30 декабря 1937г. Орловский автогужтрест и Орловский горсовет обязывались в месячный срок изготовить и развесить в черте города дорожно-предупредительные знаки для авто-гужтранспорта и пешеходов и приобрести и установить на перекрестках улиц с интенсивным движением - светофоры. (7)
На 1 января 1938г. Орловский автогужтрест имел транспортную базу в составе 87 единиц, в том числе автомашин грузовых 64, автобусов - 14, такси грузовых - 7, легковых такси - 2 и 122 лошади.(8)
На 1 октября 1938г. транспортная база Орловского автогужтреста значительно увеличилась и составляла 138 единиц: 80 грузовых автомашин, 44 автобуса, 11 грузовых такси, 3 легковых такси.(8)
По городу Орлу сохранились сведения о пассажирском автопарке за январь-май 1939г. В Орле в это время было 10 автобусов, однако эксплуатировались только 4, два находились в ремонте, а еще четыре простаивали из-за отсутствия резины.(9)
В экономическом обзоре Орловской области за 1941г. (в прежних границах) об автотранспорте общего пользования имеются цифры по области в целом: 42 автобуса и 2 такси. Автобусы перевезли пассажиров по всем дорогам области в 1939г. - 2062 тыс.чел., в 1940г. 2812 тыс.чел.
В этом же документе сообщается о дорогах в Орле, отмечается, что внешнее благоустройство города улучшилось, на 01.01.41г. - три центральные улицы (названия не указаны) покрыты асфальто-бетоном, из общего протяжения улиц в 121 километр замощено 46,5 км, в том числе 5 км асфальто-бетоном.(10)
Решением исполкома Орловского горсовета депутатов трудящихся № 210 от 10 апреля 1941г. "Об установлении маршрутов движения автобусов и их остановок по улицам города" в Орле устанавливались 3 маршрута(11):
1) Вокзал - Военный городок (за кирпичным заводом № 8) - 15 остановок:
1. Вокзальная площадь
2. Завод №9 (Текмаш)
3. Московская улица (у водной колонки)
4. Завод им.Медведева
5. Угол ул.Герцена и Московской, 49
6. Нарсуды - Московская,27
7. Московская, 9
8. Краеведческий музей - Московская,10
9. Комсомольская ул., 4
10. Комсомольская ул., 50
11. Комсомольская ул., 74
12. Орловский райсовет - Комсомольская,116
13. Безымянный пер. (Шпагатная фабрика)
14. Кирпичный завод № 8
15. Военный городок
2) 2-й маршрут: Вокзал - больница им.Мопра с 14 остановками:
1. Вокзальная площадь
2. Завод № 9
3. Московская ул.(водная колонка)
4. Завод им.Медведева
5. Угол ул.Герцена и Московской, 49
6. Нарсуды
7. Магазин № 20 "Трансторгпит" Московская, 9
8. Краеведческий музей, Московская,10
9. Машино-строительный техникум, пер.Володарский, 5
10. Ленинская ул. (ф-ка Инпошива)
11. Памятник Ленина - Ленинская, 40
12. Горсад
13. Танковое училище
14. Больница им.МОПРа
3) 3-й маршрут: Площадь I Мая - Пушкинская ул. (базар) с 9 остановками :
1. Первомайский сквер (киоск)
2. Пушкинская ул., 20
3. Пушкинская ул., 50
4. Пушкинская ул., 70
5. Пушкинская ул., 98
6. Пушкинская ул., 132
7. Пушкинская ул., 152
8. Пушкинская ул., 176
9. Пушкинская ул. (базар)
В августе—сентябре 1943г. орловская область была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. В отчете Орловского автоуправления о работе за 1943г. имеются данные только о грузовых машинах и грузовых перевозках в области.(12)
В апреле 1944г. при Орловском областном автоуправлении были восстановлены автотранспортные конторы в Орле, Брянске, Клинцах, Бежице и контора автоснаба.(13) В связи с образованием Брянской области летом 1944 г. конторы в Брянске, Клинцах и Бежице отошли в ведение Брянского автотреста. 1944г. в Орловской области и Орле автобусных перевозок также не производилось.(14)
Приказом по Наркомату Автотранспорта РСФСР от 29 ноября 1945г. на базе Орловского областного автоуправления был организован Орловский областной автотрест, действительное его оформление произошло 21 декабря 1945г. В течение 1945г. в составе автопарка Орловского областного автотреста произошли изменения. В сентябре 1945 г. в Орёл с Горьковского автозавода поступили 3 автобуса марки ГАЗ-3. В составе автотреста в это время значились Орловская автотранспортная и Елецкая автотранспортная конторы.
Три автобуса эксплуатировались в Орле на городской автолинии: Володарский переулок - Кирпичный завод № 8, протяжением 4 км.(15)
11 января 1946г. в системе Орловского автотреста были утверждены Государственной штатной комиссией при СНК СССР штатные расписания Орловской автоколонны №68 и Елецкой автоколонны № 61.(16)
По состоянию на 1 января 1947г. в Орловской автоколонне № 68 оставалось то же число автобусов - 3, автоколонна производила пассажирские перевозки в Орле и на маршрутах: Орел-Кромы; Орел-Болхов; Орел-Нарышкино.(17) Согласно приказа Орловского автотреста за 1947г. 68 автоколонна должка была довести пассажирский парк до 10 машин, фактически на 1 января 1948г. в Орловской автоколонне № 68 состояло 8 автобусов.(18)
В "областных итогах работы транспорта и связи" за 1948г. указывается, что в Орловской области на 1 января, 1949г. имелось 24 автобуса, из них на ходу 19. В 1949г. Орловской автоколонной № 68 для обслуживания городского населения Орла было получено еще 9 автобусов.(20)
В мае 1950г. Орловская автоколонна № 68 была разделена на два предприятия: Орловская автоколонна № 68, у которой остались грузовые перевозки и Орловская автотранспортная контора, которой были переданы пассажирские автобусные перевозки в Орле и межрайонные.
Орловская автотранспортная контора разместилась по ул.3-й Курской,20. Автобусный парк пополнился автобусами ЗИС-155 и таксомоторами М-20. (21)
На 1 января 1951г. в Орловской автоколонне № 68 автобусов уже не значится, а в Орловской автотранспортной конторе - 31 автобус.(22)
Орловская автотранспортная контора обслуживала пассажирскими автобусными перевозками население Орла и прилегающие районы, а также обеспечивала межобластные перевозки. На территории города по сведениям за 1953г. автобусы курсировали по 7 основным маршрутам, из которых важнейшими были: Комсомольская улица - Рабочий городов, где на трассе ходили 7 автобусов; Вокзал - Ботаника (4-5 автобусов); Вокзал - ул.Горького (5 автобусов) и т.д. Орловская автотранспортная контора обеспечивала также легковые и грузовые таксомоторные перевозки. Такое обслуживание населения Орла вполне удовлетворяло город в автобусных перевозках. Тариф автобусных перевозок был несколько выше по сравнению с трамвайным, что служило причиной меньшего пользования населением этого вида транспорта.(23)
(Из протокола № 4 заседания Постоянной комиссии Орловского горсовета от 27.08.53 г.)
В 1954г. план по перевозке пассажиров Орловской автотранспортной конторой был выполнен на 138,6%, перевезено пассажиров на 3 миллиона больше, чем в 1953г. Фактически в 1954г. в Орле курсировало 52 автобуса, в 1954г. автобусных парк пополнился 10 автобусами. Автобусы в Орле обслуживал следующие маршруты:
1. Вокзал - Ботаника; 2. Вокзал - ул.Горького; 3. Рабочий городок - автостанция; 4. Знаменка - автостанция; 5. Вокзал-мясокомбинат; 6. Горсад - Мезенка; 7. Пл.Победы - Биофабрика. (24)
6 января 1956г. председатель Орловского облисполкома направил министру автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР докладную записку о состоянии автобусных перевозок в области, в которой в частности говорилось:
"... Из 11 автохозяйств, имеющихся в области, пассажирскими перевозками занимаются только 7 автохозяйств с автобусным парком в 86 единиц и легковым такси - 39 единиц, в том числе:
Орловская автотранспортная контора: 71 автобус; 39 легковых такс;
Дмитровское автохозяйство: 2 автобуса;
Ливенское: 6 автобусов;
Малоархангельское: 3 автобуса;
Мценская авторота: 1 автобус;
Свердловская авторота: 1 автобус.
По состоянию на 1 января 1956г. в области насчитывалось 39 маршрутов автобусного сообщения, из которых 5 маршрутов межобластных (Орел-Москва, Орел-Тула, Орел-Харьков, Орел-Курск, Орел-Брянск) и 15 маршрутов межрайонных (Орел-Кромы, Орел-Троена, Орел-Дмитровой, Орел-Болхов, Орел-Сосково, Орел-Знаменское, Орел-Шаблыкино, Орел-Корсаково, Орел-Нарышкино, Орел-Мценск, Ливны-Дросково, Залегощь-Новосиль, ст.Малоархангельск-Колпна, Мценск-Тельчье, Змиевка-Покровеков), 10 маршрутов пригородных, в том числе в Орле: Пл.Победы-Биофабрика, Горсад-Мезенка, Автостанция-Володарская МТС, Орел-Солнцево, Орел-Неполодь, Орел-Редькино, Орел-Б.Куликовка, Орел-М.Куликовка, Автостанция-Лаврово, Ливны-Навесное, и 9 маршрутов внутригородских в городах Орле и Ливнах.
Одним из узких мест в хозяйстве автотреста являлось отсутствие благоустроенных автовокзалов и автостанций, имелось только три небольшие автостанции в Орле, Кромах и Тросне. Учитывая возросший объем пассажирских перевозок в Орле, облисполком считал целесообразным реорганизовать Орловскую автотранспортную контору на автобусный и таксомоторный автопарк.(25).
__________________________________________________________________________
Директор облгосархива: Т.Н.Старых; Зав. отд. информации О.М.Трохина.

Сведения об истории автобусного движения за 1963-67 гг.
19 января 1960г. организовано таксомоторное хозяйство с дислокацией на территории г.Орла, ул.Сталина,64, именуемое Орловское таксомоторное хозяйство Орловского областного автотранспортного треста (Приказ по Орловскому областному автотранспортному тресту № 20 от 19 января 1960г.)
15 ноября 1963г. в г.Орле введены месячные, квартальные и единые билеты на проезд пассажиров в трамваях и автобусах. Месячные билеты на трамвай стоят 2,40р., на автобус 3,75р., для двух видов транспорта - 5,20р.(26).
В целях обеспечения плана 1963г. Орловская Автотранспортная контора осваивает переход на более прогрессивный метод организации работы хозяйства на 2 колонны: городскую и загородную, что безусловно улучшит эксплуатационно-технические и финансовые показатели.(27).
В 1963г. Орловская АТК годовой государственный план не выполнила, основной причиной,повлиявшей на невыполнение государственного плана явилось плохое техническое состояние парка. На конец 1963г. в АТК насчитывалось 219 автобусов, а площадь территории составила всего 1,8 га. Значительную часть территории занимают производственно-административные корпуса и заправочные ГСМ. Поэтому до 80 автобусов приходится выводить на стоянку к площади автостанции на улицы города.(28).
В 1964г. в г.Орле на 12 маршрутах общей протяженностью 10 км работают 115 автобусов, у которых 95% составляют автобусы большой вместимости. Маршрутная сеть автобусного сообщения в г.Орле обеспечивает связь всех 3-х районов города между собою, промышленных предприятий, крупных микрорайонов - с центром города. С 9 февраля 1964 г. открыто прямое сообщение от железнодорожного узла до Аэропорта.
На конец 1964г. в г.Орле работает 42 автобуса без кондукторов, что составляет 37% всех работающих автобусов. С получением оборудование намечается расширить этот прогрессивный метод обслуживания пассажиров.(29). Несмотря на большую работу, проводимую коллективом АТК в городские органы власти поступают жалобы и заявление граждан на плохую работу автобусов. Большая часть заявлений относится к нарушениям графиков движения автобусов, грубость водительского и кондукторского состава, на большие очереди на многих остановках в утренние и вечерние часы.
При увеличении в г.Орле автобусного парка на 152 единицы в 1964г. против 1960г. имеющаяся материально-техническая база из-за недостаточной площади территорий гаражей автобусного парка не обеспечивает необходимого профилактического обслуживания и текущего ремонта(30) (Из проекта решения Орловского исполкома Областного Совета депутатов трудящихся, от мая 1965г.).
За период с 1958г. по 1965г. автобусный парк области возрос в 2,4 раза, объем перевозок пассажиров в 1,7 раза. В летнее время перевозка пассажиров осуществляется на 124 маршрутах, которыми обслуживаются все 18 районов области, 275 колхозов и совхозов и 14 железнодорожных станций. Кроме того имеется постоянное регулярное автобусное сообщение с 4 соседними областями и Украиной. Орел-Харьков, Орел-Киев и со столицей Москва.
В первое полугодие 1965г. в Орловской области пассажирские перевозки осуществляются 14 автохозяйствами, из которых два крупных специализированных хозяйства: Орловский автобусный парк, имеющий в своем составе 235 единиц подвижного состава (25%) автобусы большой вместимости и Орловский таксомоторный парк в составе 140 автомобилей такси "Волга" и 84 автомобиля для обслуживания предприятий и организаций.
Для обслуживания пассажиров в области работают автовокзал, 4 автостанции и 26 автопавильонов, из которых 18 пунктов осуществляют кассовую продажу билетов пассажирам на проезд в автобусах.(31). (Из доклада Орловского автоуправления о работе пассажирского автотранспорта за 1 полугодие 1965г.).
В конце 1966г. автоуправлением проведена разгрузка Орловского автобусного парка за счет выделения значительной части загородных автобусов в Орловское хозяйство "Сельхозтранс".(32). Приказом начальника Орловского транспортного управления от 27 ноября 1967 г. Орловское пассажирское автотранспортное предприятие №1 г. Орла с 1 ноября 1967г. переведено на новую систему планирования и экономического стимулирования.(33). На ноябрь 1967г. автобусы курсировали на 13 городских маршрутах, 2-х межобластных и 2-х республиканских.(34).
Указать конкретные даты о переименовании АТК в Орловский автобусный парк, и Орловского автобусного парка в Орловское ПАТП-1 не представляется возможным, т.к. приказы начальника Орловского транспортного управления за эти годы в архив на хранение не поступали. Но исходя из имеющихся документов, автотранспортная контора переименована в Орловский автобусный парк в 1960 году, а орловское ПАТП-1 организовано в 4 квартале 1967г.
Таким образом, представив на основании архивных документов историю автобусного движения в Орле, можно считать ПАТП №1 правопреемником предприятий, занимавшихся автобусными перевозками с середины ноября 1934 года.
__________________________________________________________________________
Директор облгосархива: Т.Н.Старых; Главный специалист: С.Г.Тимохина.

Источники.
1. Орловская правда, 15 июня 1934г.
2. Курский облгосархив, ф.3272,оп.1,д.4,лл.8,30, д.85,лл.118-118 об., 132-132 об., ф.2610,оп.I,д.352,лл.79-80.
3)5). Государственный архив Орловской области, Основные показатели реконструкции и расширения коммунального пассажирского транспорта е Орле (октябрь 1935 г.): ф.2577,оп.1,д.2,лл.1б об.-17.
4. Орловская правда, № 281, б декабря 1934 г., стр.2, ("Автобусы ходят пустыми").
6. Пост. Оргкомитета ВЦИК по Орловской области № 173 от 7 декабря 1937 г. и устав орловского областного автогужевого треста: ф. 1591, оп.1,д.2, л.160-162.
7. Пост. Оргкомитета ВЦИК по Орловской области № 1415 от 30 декабря 1937 г. "О мероприятиях по автотранспорту", ф.1591,оп.I,д.10, л.135-137.
8. Доклад о работе Орловского областного автогужтреста за 9 месяцев 1938 г. (от 10 ноября 1938 г.) ф.1591,оп.I,д.45,лл.270-272.
9. Доклад о работе Орловского областного автогужтреста за I кв. 1939 г. (от 20 мая 1939 г.) ф.1591,оп.1,д.65,лл.428-435.
10. Экономический обзор Орловской области за 1941 г. ф.1854, оп.2,д.5,лл.49-52.
11. Решение исполкома Орловского горсовета № 210 от 10 апреля 1941 г. "Об установлении маршрутов движения автобусов и их остановок по улицам города", ф.15,оп.I,д.475,лл.265-267.
Решение исполкома Орловского облсовета депутатов трудящихся от 15 апреля 1941 г. № 770/16 "0 работе автотранспорта общего пользования в 1940 г. и план на 1941 г." ф.1591,оп.1,д.137,-л.485-486.
Решение исполкома Орловского облсовета от 15 апреля 1941 г. № 776/16. ф.1591,оп.1,д.137,л.517.
12. ф.3507,оп.1,д.2.
13. ф.3507,оп.I,д.З,л.33
14. ф.3507,оп.1,д.3,лл. 261-264.
15. ф.3507,оп.1,д.4,лл.1-3.
16. ф.3507,оп.I,д.5,лл.15-17,24.
17. ф.3507,оп.I,д.7, лл.1-4, д.9,лл.З-4
18. ф.3507,оп.1,д.II,лл.6-9
19. ф.2583,оп.1.д673,лл.61.70.
20. ф.2583,оп.1,д.853,л,2, ф,Зо07,оп,1,д,21,лл.38-39 "Об итогах работы Орловского автотреста за 1949 г.
21. ф.3507,оп.1,д.14,л.43. Объяснительная записка к произведетвенно-техническому паспорту Орловской автотранспортной конторы за 1951 г.
22. ф.2583,011.1,д. 1377,л.4. Список учреждений, организаций и предприятий области, имеющих автотранспорт на 1 января 1951 г.
23. ф.15,оп.I,д.22,л.23. Протокол № 4 постоянной комиссии по транспорту и связи Орловского горсовета от 27.08.53 г.
24. ф.15,оп.1,д.2б,лл.4-5. Доклад автотреста к заседанию постоянной комиссии по транспорту и связи Орловского горсовета от 15 января 1955 г.
25. ф.1854,оп.2,д.529,лл.8-Ю. Докладная записка председателя Орловского облисполкома министру автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР от 6 января 1956 г.
Источники
26. Решение исполкома Горсовета депутатов трудящихся от 15 ноября 1963 г. № 845 "О применении в г.Орте месячных, квартальных и единых билетоЕ на проезд пассажиров б трамваях и автобусах" ф.15,оп.2,д.242, лл.1оЗ-1о4.
27. ф.3507,оп.1,д.245,л.ЗС. Объяснительная записка к бухгалтерскому балансу за 1962 г. по Орловской нвтотранспортной конторе.
28. ф.3507,оп.1,д.272,стр.171. Объяснительная записка к годовому бухгалтерскому отчету за 1963 г. по Орловской автотранспортной конторе.
29. ф.3507,оп.1,д.260,лл.53-54. Информация о работе автотранспорта по обслуживанию населения.
30. ф.3507,оп.1»Д.260,л.44.. Проект решения Орловского исполкома областного совета депутатов трудящихся от мая 1965 г.
31. ф.3507,оп.1,д.288,лл.1-3. Доклад Орловского автоупраиления о работе пассажирского автотранспорта за I полугодие 1965 г.
32. ф.3507,оп.1,д.368,л.41. Объяснительная записка к отчету Орловского автобусного парка за 1966 г.
33. Приказ начальника Орловского транспортного управления от 27 ноября 1967 г. №545. ф.3507,оп.1,д.38I,л.89.
34. ф.3507,оп.I,д.381,л.99. Приложение №4 к приказу начальника транспортного управления от 27 ноября 1967 г. № 545.

_______________________________________________________________________________________________________________________
Приказ.
Российская Федерация, администрация города орла.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06.04.1994г. №346 г.Орёл
"О дате начала открытия автобусного движения в г.Орле"

В соответствии с исторической справкой со организации автобусного пассажирского движения в городе Орле
Постановляю:
1. Считать датой открытия автобусного пассажирского движения о городе Орле 15 ноября 1934 г.,
2. Определить правоприемником предприятий, занимавшихся пассажирскими автобусными перевозками в г. Орле пассажирское автотранспортное предприятие №1 (ПАТП №1).

Мэр г.Орла А.Г.Кисляков.
__________________________________________________________
28 марта 1994 года. Фонд музея МП ПАТП-1 города Орла.

_______________________________________________________________________________________________________________________
© Данный материал опубликован авторами только на этом сайте.

>Продолжение<

Фотографий на странице: 0