ОРЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ
Неофициальный сайт общественного транспорта Орла и Орловской области

г. ОРЁЛ, Открытие трамвая, как это было

«ПЕРВЫЙ ТРАМВАЙ»

Предложу дорогому читателю сесть на трамвай и перенестись в конец 19 века. Вспомним тот торжественный день открытия трамвайного движения в Орле:

«Вчера, около 11 часов утра, к зданию центральной станции трамвая на Новосильской улице, стали съезжаться приглашённые на открытие почётные гости: здесь были на лицо начальник военных частей, представители всех административных учреждений Орла, гласные городской думы, лица, принимавшие участие в постройке трамвая, и представители местного общества. Гостей любезно встречала администрация общества с г-ном Гильоном во главе. Здание станции было убрано флагами, около мастерской в две шеренги были выстроены низшие служащие трамвая в форме. В начале 12-го часа, по прибытии господина начальника губернии А.Н.Трубникова, все гости были приглашены в помещение мастерской, убранной живыми растениями, где и был отслужен молебен с возглашением многолетию Государю императору и всему Царствующему дому. Перед молебном о.протоирей Сахаров сказал приличествующее случаю слов, предварительно сообщив, что преосвященный Митрофан не смог прибыть на торжество по болезни. После молебна был совершен обход мастерских и машинного отделения, помещения и служащие окроплены святой водой. Почётные гости осматривали машины, которые были пущены в полных ход, после чего подали вагон, в который вошло духовенство с святой водой, г.начальник губернии и другие приглашенные. Г-н начальник губернии перерезал ножницами протянутую перед вагоном разноцветную ленту. Со словами «С богом» - вагон тронулся. Подали второй, третий и т.д. вагоны, которые также заполнились присутствующей на торжестве публикой. Все вагоны были украшены флагами. Медленно выходили они один за другим из ворот и плавно поворачивали на Новосильскую улицу. Около станции собралась большая толпа народу, привлечённая любопытным зрелищем. Выйдя на Новосильскую вагоны прибавили ходу. Везде по пути следования чувствовалось какое-то особенное, совершенно необъяснимое оживление: там и сям виднелись группы остановившихся прохожих, с любопытством встречавших и долго провожавших убранные флагами вагоны; в дверях лавок, в воротах и в окнах домов – всюду виднелись любопытные. Всё было захвачено одним интересом, все мысли невольно направлялись к одному центру – к тому, что с нынешнего дня поступает в общее пользование публики, что, как-никак, дало толчок городу Орлу на пути его развития. День был серый, прохладный, в воздухе чувствовался избыток влаги. Вагоны проехали по Ильинке, Окский мост, повернули около здания думы, по Орличному мосту, поднялись на Болховскую и завернули к присутственным местам...
Духовенство кропило путь святой водой. Около кадетского корпуса вагоны повернули обратно и остановились около купеческого собрания, где публика вышла из вагонов. В купеческом собрании администрацией трамвая был предложен гостям роскошный завтрак. Стены залы и столы были убраны живыми растениями, на хорах играл оркестр духовой музыки драгунского Черниговского полка. Довольно большая зала собрания едва могла вместить всех приглашённых. К концу завтрака начались тосты.
Первый тост был предложен господином начальником губернии А.Н.Трубниковым за Государя Императора, подхваченный дружным «ура» присутствующих, затем следовал тост за виновника торжества: за представителей общества трамвая и города Орла.
Городской глава и представитель общества м-р Гильон в ответной речи предложили тост за любезного начальника губернии, благодаря содействию которого могло только осуществиться задуманное обществом и городом предприятие...
М-р Гильон в своей речи к собравшимся произнесённой на французском языке, сопоставил две силы: силу электрической энергии и силу сочувствия, указал, что благодаря второй могла только осуществиться первая и высказал благодарность г.Орлу и его представителем. М.А.Стахович в прекрасной ответной речи произнесённой также на французском языке, высказал благодарность обществу за те удобства, которые оно предоставило орловской публике, и высказал пожелание, что-бы вслед за освещением, которое в настоящее время приобретает Орёл, не замедлил явиться прогресс в деле просвещения».

(Орловский вестник. -1898. 4 ноября). Опубликовано в книге о истории орловского трамвая, 1998г.

Здесь хочется добавить, что первый автомобиль в Орле появился только через год после пуска трамвая. И соответственно сейчас наш трамвай можно считать самым старым видом транспорта в городе. Не считая разве что велосипеды и не совсем городскую железную дорогу. Гужевой, ещё более старый вид транспорта города, до наших дней не дожил. Хотя, иной раз можно встретить в городе цыган на телеге, запряжённой тощей лошадкой. Конку же в Орле так и не построили, хотя такие проекты были. И даже уже проекты с расчётами, маршрутами и всей подготовленной документацией от одного из тогдашних инженеров-проектировщиков. Но, увы, в самый последний момент договоры на постройку конки в Орле срывались.



«ПЕРВЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ТРАМВАЯ В ГОРОДЕ»

За торжественным днём по случаю открытия трамвайного движения последовали обычные будничные рабочие дни. Дни, которые тянутся на протяжении уже более 113-ти лет. Разве что неспокойные военные времена на несколько лет оставляли наш город без трамвая. Не только без трамвая, но и без другого пассажирского городского транспорта.

А вот каким был он, первый день рабочего движения трамвая в нашем городе:
«Многим желающим не находилось места не только в вагонах на скамейках, но даже и на площадках. Ехали – кто по делу, кто без дела; в общем, большинство ехавших садилось из-за новизны трамвайного движения. Не обходилось дело и без маленьких историй. Так как билеты при сходе пассажиров не отбирались, то находились охотники, преимущественно из простонародья, которые садились в вагон со старыми билетами. В подобных случаях эти лица с помощью городового были ссажены, не без некоторого сопротивления с их стороны. Вечером движение трамвая ещё более увеличилось. При освещении города и вагонов электричеством, картина движения трамвая получалась красивая и желающих покататься по всем улицам, за какие-нибудь 20-30 копеек, находилось ещё больше. Все кондукторы от такого наплыва пассажиров к концу вечера были немало измучены. Новизна их положения явно сказывалась на всём. Они торопились, передавали некоторым лишние деньги сдачи и, наоборот, некоторым недодавали. Во всём движении трамвая наблюдалась в этот день некоторая неравномерность».
(Орловский вестник. -1898. 5 ноября). Опубликовано в книге о истории орловского трамвая.

К трамваю привыкли не сразу. По-первости часто случались небольшие ДТП с гужевыми экипажами не привыкшие к новому "соседу" на улицах Орла. Под колёса лезли незадачливые пешеходы. Хватало в то время и хулиганов, которые клали на рельсы посторонние предметы, били стёкла в вагонах и катались на подножках. Но со временем конечно всё улеглось и наш орловский трамвай, кстати, один из старейших (опередивший по появлению Питер и Москву) в нынешних границах России, как и прежде продолжает украшать улицы нашего города своим присутствием. Цените и берегите его!
_____________
Kиpeeв Aндpeй. 2011 год.

Фотографий на странице: 0